• Новая книга Петра Панды "Копирайтер, расти!" Уже в продаже
  • Х
    • Мой профиль в Google+
    • Мой профиль Вконтакте
    • Facebook
    • Мой профиль Twitter

    Написание статьи: подробный план

    Автор: Март - 2015 | 12 комментариев | Требует вдумчивого чтения

    28

    Схем написания статей не так уж много, ошибиться здесь сложно. Люди, вовсе не знакомые с основами журналистики,  все равно рано или поздно  доходят до какого-то удобного алгоритма работы.

    Разница лишь в том, что если не знать, как написать статью «по науке», придется идти сложным путем ненужных  ошибок и заблуждений. Если же первым делом выучить теорию,  можно сэкономить массу времени и нервов.

    Я предлагаю вам один раз внимательно прочитать это руководство, чтобы навсегда закрыть для себя все вопросы и переживания относительно схем, структуры, шаблона, плана статьи и так далее.

    Идеально, если вы положите страницу в закладки, чтобы возвращаться к ней в минуты душевной  смуты и сомнений. Поскольку за свою жизнь я написал не одну тысячу статей, прошу верить фактам и рекомендациям. Только нужное, проверенное и действительно важное.

    Этап первый:  заготовка фактов

    Написание любой статьи начинается со сбора всех фактов в одном месте. Позже, когда вы научитесь создавать статьи «на автомате», факты и важные сведения можно будет держать в голове. Пока же, во избежание взрыва мозга, рекомендую выписывать их на тот же лист, где будете писать статью. Затем, по мере их упоминания в тексте, факты можно вычеркивать.

    Повторюсь, ни в коем случае не оставляйте в голове «заначку» из фактов и идей. Мысли, не занесенные на бумагу, будут требовать от вас части внимания для их удержания в голове. Следовательно, вы будете думать уже не о том, как написать сильную статью, а как что-нибудь не упустить. Выписали. Забыли. Сосредоточились  только на статье.

    Небольшой совет. Если фактов или идей слишком много, не старайтесь «вбить» их в материал на обязательной основе. Нормально, если у вас будет, скажем, 50% информации обязательной к употреблению и 50% «расходной» информации, которой можно пренебречь в случае чего.

    Начинающие авторы часто пытаются написать статью, используя вообще все, что нашли и наметили. Как итог – статья превращается в поток сумбура и набор фактов без фундамента, теряет свою органичность и естественность. Смело жертвуйте чем-то, это допустимо.

    Этап второй: шаблон статьи

    Теперь, когда мы собрали факты и идеи, осталось понять, как же конкретно мы будем писать статью. Вернее, какой шаблон повествования мы будем предлагать читателю.  Давайте мы условимся, что рассматривать мы будем самые простые виды статей: информационные, аналитические или проблемные. Что вам ближе, то и берите.

    Ниже я набросал десяток наиболее ходовых шаблонов статей в Рунете. В принципе, их достаточно практически для любого случая.

    • Интересные факты о …
    • История создания (развития, происхождения) …
    • Советы эксперта в области …
    • 20 главных ошибок в …
    • Лучшие способы …
    • Как сделать то-то и то-то
    • 5 типов ….
    • Пошаговый план ….
    • Прогноз на …
    • Плюсы и минусы…

    Хватит с головой. Если не хватит, можно придумывать что-то свое. Вам осталось выбрать наиболее подходящий шаблон для написания статьи, чтобы перейти на следующий этап.

    Небольшой совет. Для  подготовки материала обычно достаточно трех главных способов написания. Способ первый – принцип перевернутой пирамиды. Работает следующим образом: сначала раскрывается самая важная идея статьи (в первом же абзаце), а затем идет уже расшифровка и менее важные детали. Способ второй – постепенное вовлечение (название авторское).

    Работает следующим образом: сначала втягиваем читателя в чтение, а затем, где-то на 3-5 абзаце даем главную идею или проблему, которую затем и раскрываем. Способ третий – равномерная подача информации (название авторское). Работает крайне просто: преподносим читателю какую-то идею или проблему на протяжении всей статьи.

    Этап третий: план текста

    Что мы имеем на этом этапе? Какие-то факты, идеи, наброски и прочие обрывки, из которых нужно будет соткать полноценный текст.  А еще – мы уже знаем,  по какому шаблону будет написан наш текст. Осталось все это собрать воедино и зафиксировать на бумаге.

    На втором этапе мы рассортируем факты по своим местам, чтобы нам было проще в них ориентироваться. Лучше один раз составить добротный план статьи,  чем потом метаться по материалу, сшивая его на скорую руку.

    К примеру, вам нужна заметка по истории возникновения письменности. Будет хорошо, если вы сделаете заготовку вроде этой:

    1. Вклад письменности в развитие человечества (1-2 абзаца).
    2. Первые государства, в которых первой появилась письменность (3-4 абзаца с подзаголовком).
    3. Связующий абзац для перехода в средние века
    4. Письменность в средние века (подзаголовок + 3-5 абзацев)
    5. Подвести к тому, что письменность помогла развитию науки и перейти в день сегодняшний
    6. Письменность сегодня: проблемы, интересные факты, прогнозы (абзацы по желанию)
    7. Заключение (1-2 абзаца)

    Я не рекомендую при написании статьи план раздувать на 100 пунктов. Запутаетесь. Наметьте основные вехи, в рамках которых и будете работать.  Почувствуете желание углубиться, легко расширите какой-то из пунктов изнутри. Это проще, чем на ходу что-то придумывать и менять всю схему написания статьи.

    После окончания какого-то пункта плана его можно вычеркнуть, так же, как факты и идеи, с ним связанные. Так вам будет проще.

    Небольшой совет. Не тратьте времени на чистовую доводку материала в процессе первичного написания статьи. Просто пишите, как пишется. Редактировать, придумывать шикарные названия подзаголовков и заголовков будете потом. Пока нужно всего лишь очертить контуры статьи и набить ее основным содержанием. Просеивать будем позже.

    Этап четвертый. Черновик

    У нас есть план статьи и понимание того, как мы будем ее писать. Осталось самое простое – сесть и вылить на бумагу все без остатка. Просто пишем и пишем.  Даже и не знаю, что еще сказать. Дам лучше совет.

    Небольшой совет. Если какие-то предложения или целые абзацы кажутся вам не слишком удачными, заведите для себя систему знаков-помощников. Объясню.  Например, если предложение чем-то не нравится, после него можно ставить значок «?». Если нужно дополнить абзац, но пока в голову ничего не идет, после абзаца можно ставить что-то вроде скобочек с пометками (рассказать  о N) или (нестыковка фактов, перепроверить).

    Этап пятый. Заголовок и подзаголовки

    Во многих сетевых инструкциях по написанию статей предлагается делать заголовок в самом начале. Я бы не сказал, что это верный метод. Если заранее сделать заголовок, он так или иначе будет корректировать  развитие материала. Вы начнете оглядываться и соображать, идет ли ваше повествование в рамках заголовка или нет. Это уже чересчур. Позвольте материалу литься свободно. Как поведет, так и пишите.

    И только после того, как у вас будет готовый черновик, можно задуматься о заголовках и подзаголовках. Терять запал на эту работу в процессе написания не нужно.

    Небольшой совет. Накидайте несколько вариантов заголовков и оставьте их на какое-то время «в одиночестве». Когда закончите редактуру и вычитки, вернитесь к заголовкам. Вы уже несколько отвлечетесь, потому сможете посмотреть на варианты свежими глазами.

    Этап шестой редактура и вычитка

    И вот теперь, когда у нас есть уже статья, которая нам более-менее нравится, когда появились заголовки и подзаголовки, осталось сделать финальные правки. Нещадно проходим по всему материалу, вычеркиваю лишнее и второстепенное. Знаю, больно. Если же заработок зависит от числа знаков, то еще и убыточно.

    И все же нужно научиться отсекать второстепенное. Это как с морковью: если не прополоть, нарастет целое поле слабых и маленьких морковок.  Не жалеем слабых букв во благо боле сильных.

    Этап вычитки – это последний, самый важный штрих. Не буду долго рассказывать об этом этапе, тем более что теме вычитки посвящена отдельная статья. Прочитайте лучше сами. Скажу  лишь, что научиться вычитывать лучше вслух. Так неточности и ошибки ловятся легче.

    Небольшой совет. Когда будете редактировать, следите, чтобы ни один из вопросов не остался открытым. Обращайте внимание на размер и содержание абзацев. Следите, чтобы абзацы были не слишком большими (так неудобно читателю) и были логически законченными.

    На этом сборник рекомендаций по написанию статьи можно закрывать. Помните, что вы не вечно будете работать по бумажке: со временем ваш мозг адаптируется к такому формату работы, и через какое-то время план будет уже самостоятельно удерживаться в голове. Нужно лишь начать тренироваться, и вскоре результаты будут явными.

     

     

    Нашли ошибку? Пожалуйста, выделите её мышкой и нажмите левый Ctrl+Enter.

    Оценить статью

    1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (35 голосов, оценка: 4,91 из 5)
    Загрузка...

    Поделитесь в социальных сетях

    Тексты формата "Панда-копирайтинг"
    Продающие и PR-тексты
    B2B и B2C
    Тексты для сайтов
    СМИ и Реклама
    Подпишитесь сейчас!
    Получайте полезную информацию первым
    Петр Панда
    Опубликовано статей: 656
    ТОП-копирайтер. Автор двух книг о профессии. Основатель направления "Панда-копирайтинг". В качестве консультанта и коммерческого писателя работаю в нескольких крупных компаниях. Приверженец создания материалов с учетом психологии ЦА. Сторонник позитивного и убедительного стиля. Здесь вы всегда можете заказать Premium тексты для вашего бизнеса.
    • meatin-jelly

      Спасибо, очень полезная статья.

    • Ирина Тимохина

      Очень полезно, побольше бы таких статей ❗

    • Рашида

      Спасибо, статья полезная и конкретная. Буду держать ваш план-схему перед глазами, пока не отложится всё в голове.

    • Елена

      Спасибо за статью, вот зашла к вам вовремя, то что мне сейчас нужно было. Я то в голове постоянная каша, а тут все аккуратно и красиво разложено по полочкам! СПАСИБО!

    • Елена

      Познавательная статья, но довольно сложная для понимания. Очень много информации. Нужно сконцентрироваться на ней, чтобы ничего не упустить.

      • Петр Панда

        Да, это не комиксы

    • Наталья Михайловна

      Очень благодарна Вам за подробный план. Как раз искала чтобы приступить к стать. Выписала себе необходимые пункты. Даже не буду больше тратить время на поиск другой информации. Спасибо за помощь!

    • Елена

      Статья заинтересовала. Моя давняя проблема: много времени трачу на составление разных планов, таблиц, многое упускаю в тексте, потому что не вижу всю картину. Думаю, статья очень поможет мне в дальнейшем. Спасибо! 😉

      • Петр Панда

        Да не за что, тренируйтесь, со временем все встанет на места. Проверено неоднократно. 😉

    • Татьяна

      Ах, какая информация!) Неужели, я прямо сейчас сделаю часть своей статьи)) Прелесть!!!

    • Денис Парадовский

      Здравствуйте Петр. Я занимаюсь зоопсихологией, в частности кинологией. Работаю с людьми, которые хотят научится работать с животными. Относительно недавно обнаружил в себе неудержимую потребность доносить информацию к людям посредством написания статей. Сижу вот, корплю над темой ошибочного толкования гуманизма и губительных его последствиях. Дошел до очередного тупика, ну думаю дай погляжу как умные люди пишут, наткнулся на Вашу статью и ощутил то ликующее чувство, которое всегда испытываешь, когда в авторитетных источниках находишь подтверждение своим интуитивным решениям. ))) Но многое Вами сказанное развеяло мои некоторые сомнения. Поэтому просто хочу сказать спасибо, все понятно и доступно. Даже для дилетанта.))) С уважением зоопсихолог Денис Парадовский.

    • Виктория Педан

      Надо же. Многое я также делаю в написании в текстов на своем сайте. А с платным заказом работала всего один раз, на бирже. Пришла к тому, что вот так писать разумно и удобно.
      Теперь точно знаю, как делать грамотно от начала до окончания:)