• Новая книга Петра Панды "Копирайтер, расти!" Уже в продаже
  • Х
    • Мой профиль в Google+
    • Мой профиль Вконтакте
    • Facebook
    • Мой профиль Twitter

    Критика в работе копирайтера

    Автор: Апрель - 2014 | 14 комментариев | Требует вдумчивого чтения

    критика в работе копирайтераЕсли копирайтера не тревожит критика, то это уже не копирайтер. Это сапожник, чинящий калоши с 9-00 до 17-00 с перерывом на обед. Если вас не преследуют ваши тексты даже после сдачи, если вы ни разу не скрипели зубами, когда вашу выстраданную статью поливают грязью какие-то случайные люди, то и ни черта вы не копирайтер.

    Главное свойство человека творческого – растворение в своей работе. Вы можете посвистывать чижом и быть для всех титаном без изъянов, но если, черт подери, у вас не колет внутри при критике вашей работы, то вы не на своем месте. Главная уязвимая точка родителей – их дети. У копирайтера же это тексты. Тексты, в каждом из которых вплетены мечты, мысли и умения автора. Не верьте тем, кто говорит, что безразличен к критике. Если так, значит, рядом с вами человек черствый и поверхностный. Он не копирайтер, он наборщик текстов с высокой уникальностью.

    Сколько талантливых авторов в литературе и журналистике кончали с собой, спивались и совершали уйму других ужасных поступков из-за критики. Обида, попавшая в сердце, способна натворить плохих дел. Когда приливы критики становятся нормой, человек теряет способность писать. Теперь он плеер с автоповтором: крутит и крутит одни и те же больные слова, не оставляя шансов появиться любым другим мыслям. Это начало саморазрушения.

    Обида, круглосуточно постукивающая в голове, чернит текст, делая его до невероятного сложным. Переживания заслоняют собой идеи, которые раньше вы срывали гроздями. Зона обид, ключом от которой часто становится именно критика, может погубить быстро и неотвратимо. Не на кого обижаться: вы сами выбрали эту профессию. Хотя, уверен, у некоторых и вовсе не было шансов: профессия ждала его годами, и теперь уже никуда не деться. Сладкий яд творчества бывает сильнее героина. Придется смиряться и учиться. Давайте будем учиться.

    Отпустите обиды. Я утверждал и утверждаю, что человека формирует то, чем он духовно питается и то, чем он себя окружает. Если вы будет раз за разом прокручивать в голове «тот обидный отзыв», то в конце концов он вас достанет. Метите поганой метлой все, что приносит в вашу жизнь негатив. Эта жизнь не так длинна, чтобы тратить ее на призрачные мучения.

    Я клянусь вам, что критикан, который нелестно отозвался о вашей работе (с условием, что она была и вправду достойная), давно уже забыл о своей капле яда. Зато вы травитесь ей раз за разом все сильнее. Перестаньте. Учитесь отпускать. Злость – не то состояние, которое стоит взращивать в себе. Да, сразу не получится научиться отпускать, но со временем это принесет результаты. Если копирайтинг для вас – не просто очередное «занятие на эту неделю», то вам обязательно нужно научиться отпускать злость и обиду.

    Окружайте себя правильными людьми. Если человеку талдычить сутками напролет, что он посредственность, он таковой однажды и станет. Вера в себя приходит только тогда, когда вокруг правильные люди, которые не убивают вас, напялив маску друзей. В Сети полно тех, кто самоутверждается за счет других. Самый легкий путь , чтобы провернуть подобный фокус – прикинуться другом.

    Я не против дружеской критики, она нужна. Но дружеская критика всегда позитивна. Она направлена на рост и результат. Если же все, что умеет ваш «друг» - отсасывать у вас хорошее настроение своими постоянными « так, средненько», то и в шею его. Я отсекал и отсекаю таких людей в своей жизни. И не потому, что я зацикленный на себе и возомнивший лишнего интроверт, просто я не вижу причин терять свои силы там, где их нужно, по идее, получать.

    Отличайте правильную критику от неправильной. Правильная критика всегда конструктивна, ненавязчива и изобилует объективными фактами. Деструктивная критика часто нацелена на личность, оперирует субъективными понятиями типа «мне кажется» и изначально нацелена на разрушение.

    Деструктивная критика стала для некоторых копирайтеров отличной возможностью доказывать себе, что «не один я говно». Сильные люди не критикуют без разрешения, поскольку они великолепно знают о том, что такое право личности на самовыражение. Деструктивная же критика способна сравнять вас и ваш текст с землей одной фразой «Ерунда какая-то, мне очень не понравилось». Когда эта чернота сочится из уст людей бывалых, знающих, что автору будет больно, это вдвойне опасно.

    Покалеченные души и карьеры на форумах копирайтеров – это горькие будни профессии. Увы, творчество не всегда позитивно. Будьте готовы: чем ярче вы блестите, чем больше вы не похожи на других, тем больше болотных обитателей будут высовываться из своего любимого мертвого болота, чтобы забросать вас грязью и притушить ваш блеск. Так будет, просто знайте. Это закон. Поэтому будьте готовы, а лучше – и вовсе избегайте подобных мест.

    Научитесь жить с критикой. Нельзя нравиться всем. Просто не получится и все тут. Как только вы начнете говорить смелые вещи, на вас польется лавина критики. Как только вы посмеете писать лучше других, на вас опять польется лавина критики. Если вы посмеете идти своим путем, не оглядываясь на других, вас опять-таки закидают камнями в спину. Да и плевать. Если кидают в спину, то это значит только одно – они уже позади вас. Разве вы пришли сюда, чтобы угождать всем? Разве вы не хотите стать копирайтером, который сам создает правила игры? Разве все, на что вы способны – это ныть, что вас опять обидели?

    К лешему все страхи. Плевать на риски. Забудьте о своем пока еще шатком творческом положении. Все придет. Будут и фейерверки, и просьбы об интервью. Будут отличные заработки и люди, которые станут ждать каждый ваш новый материал. Все это придет своим чередом. Вы вот только… не сломайтесь раньше срока. Выдюжите эти первые и самые тяжелые шаги, потом уже будет значительно легче. Верьте в себя и свою звезду, друзья!

    Нашли ошибку? Пожалуйста, выделите её мышкой и нажмите левый Ctrl+Enter.

    Оценить статью

    1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (15 голосов, оценка: 4,80 из 5)
    Загрузка...

    Поделитесь в социальных сетях

    Тексты формата "Панда-копирайтинг"
    Продающие и PR-тексты
    B2B и B2C
    Тексты для сайтов
    СМИ и Реклама
    Подпишитесь сейчас!
    Получайте полезную информацию первым
    Петр Панда
    Опубликовано статей: 656
    ТОП-копирайтер. Автор двух книг о профессии. Основатель направления "Панда-копирайтинг". В качестве консультанта и коммерческого писателя работаю в нескольких крупных компаниях. Приверженец создания материалов с учетом психологии ЦА. Сторонник позитивного и убедительного стиля. Здесь вы всегда можете заказать Premium тексты для вашего бизнеса.
    • Павел Малофеев

      Пётр, гениальная статья! Хотя я такими эпитетами обычно не разбрасываюсь. Ох, нравится, как вы пишете! Без тормозов! Импонирует очень. Потому что сам такой. Честно – тот случай, когда и критиковать не за что. Разве что дополнить. Когда тебе завидуют – значит, есть за что! Купец Лопахин в “Вишневом саде” Чехова, помнится, говорит такую фразу: “Стоит только начать делать что-нибудь, как понимаешь, насколько мало вокруг честных и порядочных людей”. В молодости этого ясно не понимаешь. Только с годами. Легче от осознания этого не становится. Зато укрепляешься в чувстве пути, без которого нет истинного творца, поэта и … копирайтера.

    • Павел Малофеев

      Ох, уж это словечко “отпускать”! Я сам над ним вдоволь поиздевался, пока не понял, что оно – не фикция. Работает! Хотя в моем случае речь не о копирайтинге, о глубоком душевном чувстве, о женщине, которую долго не мог выкинуть из памяти и из сердца, пока не понял, кто она и что меня к ней влекло. Спасибо за статью, Петр!

      • Петр Панда

        Спасибо и вам, Павел, за честный отзыв! Это далеко не первый ваш отклик, который позволяет мне понимать, что двигаюсь в верном направлении. Скажу откровенно, именно из-за таких вот комментариев и хочется работать.

        Естественно, это всего лишь мое мнение, оно не объективно. Есть статьи за которые я тоже не переживаю абсолютно. Обычно это унылая штамповка, которой хватает у каждого. Но все же, я уверен, у каждого копирайтера должны быть материалы (пусть даже немного), которые прошли через сердце. Материалы, за судьбой которых пристально следишь .Спасибо еще раз!

    • Сашшшка

      А я вот позволю себе поперечить немножко… Т. е. по части конструктивной критики друзей и непереживания по поводу всяких неуравновешенных личностей согласна… но из поста очень ясно видно, что автор его – представитель сильной половины человечества… Для вас баррикады в виде всяких там несогласных и деградация личности – лишь отличный повод для самосовершенствования… а вот у девочек (кстати, буду очень благодарна, если кто-нибудь из них тоже выразит свою позицию – может, я неправа таки) есть масса других поводов для профессиональных переживаний… в качестве примера, за неимением, приведу себя любимую… так вот… четвертые сутки рыдаю над клавиатурой… есть заказ… по моим меркам очень крутой… такого еще писать не доводилось… в двух словах: текст для конторы, которая делает тексты для BMW… а я не могу…. не стоит… логика не работает…все, кто читал варианты, которые отсылаю заказчику, стоя аплодируют, а ему, гаду, таки не нравится… и самое противное – я понимаю, почему не нравится, а словами выразить не могу…интуитивно чувствую, могу странслировать на ментальном уровне, а он, гадюка такая, словами хочет, причем словами, которые подействуют на московскую бизнес-элиту… а я просто еще не умею… чувствую себя собакой Павлова, б…н… рефлекс есть, а навыков – минимум… Вгрызаюсь просто в заказ, как в гранитную стену – интересно же такое преодолеть… ЭТО Ж ДОСТИЖЕНИЕ!!! но только с одной стороны… с другой – я таки девочка… и весь этот карьерный рост – классно, конечно, но у меня весна… в голове дилемма: 10 тупых заказов, на которые уйдет от силы 6-8 часов, и те же деньги = парикмахерская, новое платье и погулять вдоволь под “лепесткопадом” абрикос, при этом никакого геморроя, а для реализации нырнуть в специализацию, по которой очередь из заказчиков стоит, или все же добить этот ужжжжас и получить на 10 минут моральное удовлетворение… пока склоняюсь ко второму варианту – типо мега амбициозная… но вот после вторых суток без сна возникает вопрос – а так ли оно мне надо? Может, все-таки иногда есть смысл расслабляться и делать хорошо то, что ты уже умеешь, потихоньку подготавливая плацдарм для новых свершений? Потихоньку – это, когда уже знаний наберется достаточно, а не на амбразуры “голой” грудью?

      • Петр Панда

        Саша, а вы не подумывали о том, что он просто глумится? Понимаете, есть такие заказчики, которым не угодишь ни-ког-да. То есть у таких людей просто обрезано по умолчанию сострадание к другим.

        Он может гонять вас с этим текстом неделями и будет тихонько похихикивать, радуясь, что достиг вершин жизни. Он же всемогущ, епта, на расстоянии управляет людьми. А, может, ему в жизни с женщинакми просто не везет и он вот так самоутверждается.

        Не знаю, пригодится ли вам мой совет, но если текст не приняли пару раз, лучше обрубать заказ на корню. Во-первых, у клиента уже сложилось установка на то, что вы не справитесь. Во-вторых, эта работа уже наполнена аурой отказов, переломить ситуацию бывает очень трудно.

        В-третьих, вы начинаете саморазрушаться, а это уже вообще ни в какие ворота. Знаете, можете меня не слушать, конечно, но на вашем месте я бы уже плюнул давно. Видит Бог, что-то там нечисто, нюхом чую.

        • Phrola

          А еще возможен вариант с откровенным мошенничеством, когда в результат трех правок получаются три совершенно разных текста. И все три – замечательные. А исполнителю-то все равно за один платят… или вообще говорят что “все абсолютно не так, как я заказывал”.

          • Павел Малофеев

            Честно скажу – да простит меня Бог и заказчики – когда принимают только третий или четвертый варианты, я первые использую снова. Они мои! Их отвергли. Знаю, что могу нарваться, но ценю свой труд.

    • Сашшшка

      Ух… не знаю… я себе обозначила – 3 попытки… если нет – ну его к “далеко”… А заказчик не глумится, ну, может, совсем немножко – я читала то, что пишет он… Парень крут. Мы реально в разных весовых категориях((((( очень надеюсь, что пока…. и на долгие годы это пока не затянется…

      • Петр Панда

        Если не нравится только одному, а другим – нравится, это значит, что проблема с тем одним. А если он реально крут в копирайтинге, так вы и тем более ему не угодите. У людей с высокими навыками требования всегда гораздо выше. И все же почти уверен, он на вас самоутверждается. Доказывает себе, что он нереально крут. Ну это мое мнение, я не знаю всех нюансов, естественно.

    • Сашшшка

      Единственное, что нечисто может быть… вот на ум пришло… чего он вообще ко мне пришел статьи заказывать?

      • Петр Панда

        Вооот, вы уже начинаете соображать! Если бы его что-то кардинально не устраивало, он бы давно попрощался с вами, сел и написал сам.

        Ему же важен процесс “постановки вас на место” и процесс “подчеркивания собственной неотразимости”. Я так изначально и подумал. Есть такие говенные людишки. Лично у меня они сразу получают адекватный ответ, а вам, конечно, сложнее – вы девочка. Да и не привыкли еще, вероятно.

    • Нелли

      Заметила, что лучше всего обиды и разочарования забываются в работе, так что у меня есть проверенный метод – недоброжелатели мне критику, а я им очередной прекрасный (ну или просто неплохой) текст.

    • aumrake

      Кто-то из древних сказал:”все подвергай сомнению” Применительно к работе копирайтера критика должна мотивировать критически смотреть на недочеты: со стороны все промахи – особенно с позиции заказчика – видны более отчетливо.

    • Петр,большое человеческое спасибо за интереснейшую статью. Проекция пушкинского “Хвалу и клевету приемли равнодушно, И не оспоривай глупца” на копирайтинг. Искренность, позитив и экспертное видение в одном блоге нечасто балуют глаза читателей.