Урок 10. Стили текста

Урок 10. Стили текста

 

Здравствуйте, дорогие друзья!

Чтобы вы сказали о поваре, который украшает бифштексы взбитыми сливками, а в эклеры добавляет жареный лук? Полагаю, вам вряд ли бы захотелось отведать эти кулинарные шедевры.

Проблема в том, что начинающие авторы часто делают из своих статей такие же неаппетитные блюда. Для этого они смешивают воедино сразу несколько литературных стилей, вызывая у читателей смех и недоумение.

Чтобы никогда не допускать подобных ошибок, давайте разберемся, что такое стили, какие они бывают и когда их следует применять.

Пять стилей

Литературные стили — это то, как принято писать или разговаривать в различных сферах человеческой жизни. Например, наше письмо приятелю, реферат для ВУЗа и заявление на отпуск получатся очень не похожими друг на друга. В каждом из этих случаев мы будем пользоваться разными словами и выражениями, по-разному строить предложения и доносить свои мысли.

Филологи насчитывают пять литературных стилей:

1. Разговорный

Этот стиль используется для устного общения с другими людьми. Главная его особенность — спонтанность: мы просто говорим то, что хотим сказать. Таким же способом мы общаемся по телефону или в социальных сетях. Узнать разговорный стиль можно по небрежности, по употреблению просторечий и жаргона.

Разговорным стилем копирайтеры пользуются редко. Чаще всего им пишут заказные отзывы или оплаченные посты на форумах. Но иногда его употребляют и в рекламе, чтобы вызвать доверие у определенной аудитории. Например:

Братан! Купи у нас эту печатку с черепом и будешь самым крутым пацаном на районе!

Ой, девоньки! Я вчера такую помаду взяла — вы упадете! Щаз расскажу подробнее....

Увы, но такие тексты обычно выглядят фальшиво и доверия совсем не вызывают.

2. Художественный

Стиль, как понятно из названия, используется в художественной литературе: романах, рассказах и стихах. Его предназначение — развлекать читателя и вызывать у него определенные чувства. Стиль отличается эмоциональностью, употреблением обширного словаря и специальных приемов: эпитетов, метафор, гипербол и.т.д.

Художественным стилем копирайтеры также почти не пользуются. Единственное исключение — сторителлинг, то есть подача информации с помощью историй.

3. Научный

Это стиль научных статей, учебников и диссертаций, а его предназначение — точно передавать и доказывать информацию. Узнать его можно по обилию научных терминов и логическим построениям.

Копирайтеры пользуются этим стилем в текстах околонаучного характера, например, на тему медицины. Однако даже в таких случаях желательно писать научно-популярным стилем, который понятен широкой аудитории. Второе применение — это написание на заказ рефератов, курсовых работ или диссертации (да-да, такое тоже бывает).

4. Официально-деловой

Это стиль документов: приказов, договоров, должностных инструкций и прочих бюрократических бумажек. Главное требование к таким текстам — точность и юридическая грамотность, не допускающая двоякого толкования. За несколько веков у этого стиля выработались свои отличительные признаки: обилие канцелярита, использование длинных и громоздких предложений.

Копирайтеры пользуются этим стилем, если специализируются на юридических текстах. В остальных случаях его нужно бояться как огня, поскольку он делает тексты сложными для восприятия.

5. Публицистический

Это самый главный стиль копирайтеров и журналистов: именно им написано большинство статей в печатных изданиях и в интернете (в том числе и эти уроки). Он же используется и при создании рекламных текстов, хотя рекламный стиль иногда выделяют как отдельный вид.

Задача публицистического стиля — доступно передавать мысли и воздействовать на читателя. Его отличительные особенности — логичность, понятная лексика, учет интересов аудитории.

Для чего этот стиль нужен копирайтеру? Для всего! С его помощью пишут обзоры товаров и критические заметки, пошаговые инструкции и кулинарные рецепты, аналитические статьи и пресс-релизы. Стиль одинаково хорошо работает и в продающих текстах, и в информационных статьях.

Заключение

Поскольку сегодняшний урок получился большим, то приведем в конце маленькую шпаргалку:

  1. Главный стиль для копирайтера — публицистический. Можно всю жизнь писать в этом стиле и ни разу не воспользоваться остальными. Следовательно, мы, прежде всего, должны уметь излагать свои мысли доступно, интересно и убедительно. Как этого добиться — рассказывает наши мини-курс и большинство учебников по копирайтингу.
  1. Нужно различать стили. Для тренировки найдите в интернете примеры всех пяти стилей и объясните, по каким признакам вы их узнали. А если будет желание — попробуйте сами написать хотя бы по абзацу в каждом из этих стилей.
  1. Стили ни в коем случае нельзя смешивать — это всегда смотрится нелепо и комично:

Светало. Ласковое солнце поднималось над Северо-Восточным административным округом Москвы, освещая дома и автомобили отечественного производства. Стайки птиц из отряда воробьиных весело щебетали в кронах деревьев из семейства мальвовых, доставляя радость чувакам допризывного возраста.

Не надо так.

А на сегодня все. Всем добра!

 

Предыдущий урок - О грамотности
Следующий урок - Ритмика текста

Поделиться
Отправить

Оценить статью

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

1
Ответить

avatar
1 Comment threads
0 Thread replies
0 Followers
 
Most reacted comment
Hottest comment thread
1 Comment authors
Нина Десятник Recent comment authors
Новые Старые Популярные
Нина Десятник
Нина Десятник

Поскольку сегодняшний урок получилась большой… подправьте, закралось. Видимо начало было другим.

СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять