Х
  • Мой профиль в Google+
  • Мой профиль Вконтакте
  • Facebook
  • Мой профиль Twitter

Урок 14. Штампы и канцелярит

Автор: Апрель - 2017 | 0 Комментариев | Требует вдумчивого чтения

Урок 14. Штампы и канцелярит

 

Здравствуйте, дорогие друзья!

Это будет наш последний разговор о стилистике. Мы уже знаем о пяти литературных стилях, о ритме, воде и речевой избыточности. Для полного счастья нам осталось одолеть двух чудовищ — штамп и канцелярит. Сегодня мы разберемся, кто они такие, как выглядят и как с ними бороться.

Штампы

Штампы — это устойчивые выражения, которые кочуют из текста в текст в неизменном виде. Например:

  • жизнь бьет ключом;
  • как грибы после дождя;
  • раскрасить во все цвета радуги.

Этим фразам очень не повезло. Когда-то давно они считались свежими и оригинальными, а тот, кто использовал их впервые, был настоящим гением. Но с годами из-за частого употребления они утратили свой блеск и перестали вызывать в читателях эмоции.

Такие же затертые и протухшие от времени выражения есть и в рекламе:

  • Индивидуальный подход к каждому покупателю!
  • За эти годы наша фирма завоевала доверие десятков тысяч клиентов!
  • Подарите своим близким частичку... (чего-то там).

Современный человек слышал эти фразы столько раз, что уже перестал видеть в них хоть какой-то смысл. Сегодня они просто захламляют текст, делая его безликим и неубедительным.

Найти этих «вредителей» легко. Если некое выражение кажется до боли знакомым, то, скорее всего, перед вами штамп. Кстати, «до боли знакомый» — это тоже он.

Если есть сомнения, то вбейте подозрительную фразу в Яндекс и посмотрите, как часто ее используют. Например, выражение «сомнительное удовольствие» встречается 11 миллионов раз, а «играет важную роль» — аж 51 миллион. Впрочем, обычно такая проверка не нужна.

Избавиться от штампа можно тремя способами:

  1. Найти истинное значение. Например, «сплошь и рядом» означает «везде», а «от мала до велика» — это просто «все».
  2. Добавить конкретику. Не «в кратчайшие сроки», а «в течение трех рабочих дней». Не «команда профессионалов», а «врачи со стажем работы не менее 15 лет».
  3. Придумать свое оригинальное выражение. Вместо «спокойный, как удав» можно написать:
  • спокойный, как утес;
  • спокойный, как египетская пирамида;
  • спокойный, как дохлый бегемот;
  • спокойный, как квадрат Малевича.
Полезно прочитать:  Шесть фраз, которые важно уметь говорить копирайтеру

Но совсем избежать штампов вряд ли удастся. Многие из них настолько вошли в наш язык, что мы перестали их замечать. А в некоторых случаях лучше использовать всем понятное и знакомое выражение, чем отвлекать читателя от содержания статьи излишним креативом.

Канцелярит

Канцелярит — это ближайший родственник штампа. Так называются устойчивые слова и выражения, которые используют в своей речи бюрократы. По какой-то неведомой причине они не могут просто взять и написать: «он участвовал» или «он был пьян». Нет! Вместо этого они обязательно напишут «он принимал активное участие» и «он находился в состоянии алкогольного опьянения».

Некоторые думают, что такой чиновничий стиль придает статье солидности. Но в действительности из-за канцелярита текст становится «водянистым», скучным и тяжелым для восприятия. А читатели, увидев в статье обилие всяких «казенных» словечек, часто просто закрывают страницу.

Бороться с канцеляритом несложно. Например, вы нашли в своем тексте выражения «осуществлять деятельность» или «принять меры по обеспечению». Теперь подумайте: какие слова вы бы использовали в письме к другу, на форуме или в социальных сетях? Как все это сказать по-человечески?

Например:

Наш магазин осуществляет свою деятельность с 2001 года.  --> Наш магазин открылся в 2001 году.

В случае зубной боли необходимо принять меры по обеспечению своевременного посещения ребенком стоматолога.  --> Если у ребенка заболел зуб, немедленно отведите его к стоматологу!

Заключение

Бороться со штампами и канцеляритом, безусловно, нужно. Однако не стоит «включать параноика» и часами раздумывать над каждым словом: «А вдруг это штамп? А вдруг это канцелярит?». Нет, все гораздо проще: заметили — исправили. Со временем вы научитесь делать это автоматически.

Если же не удалось сходу придумать для штампа или канцелярита подходящую замену, то часто будет проще оставить все как есть.

А на сегодня все.

Всем добра!

 

Предыдущий урок - Речевая избыточность
Следующий урок - SEO-тексты Виды ключей и метатегов

Нашли ошибку? Пожалуйста, выделите её мышкой и нажмите левый Ctrl+Enter.

Оценить статью

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 голосов, оценка: 5,00 из 5)
Загрузка...

Поделитесь в социальных сетях

Тексты формата "Панда-копирайтинг"
Продающие и PR-тексты
B2B и B2C
Тексты для сайтов
СМИ и Реклама
Подпишитесь сейчас!
Получайте полезную информацию первым
Виталий Белоусов
Опубликовано статей: 48

Виталий Белоусов: коммерческий писатель и копирайтер, поклонник хороших текстов и сильной литературы. Старший модератор Форума копирайтеров Рунета.