Всем из нас иногда приходится читать комментарии к постам в соцсетях или к статьям на онлайн-площадках. И главное, что бросается в глаза: ужасающие ошибки в самых простых словах, в знаках препинания, неверное построение предложений. Не исключение даже посты в научных и научно-популярных блогах, хотя там ошибок в комментариях гораздо меньше. В городские или развлекательные паблики граммар-наци стоит заходить только после мощной подготовки в виде полпузырька валерьянки. Если же кто-то решит указать комментаторам на ошибки, получит в ответ волну хейта от воинствующих неучей.
В чём причина столь удручающей картины? Возможно, комментируют чаще люди с низким уровнем образования, а умники просто не читают соцсети? Но ведь ошибок полно и в публикациях ведущих СМИ. Значит, безграмотных людей в целом стало больше?
Увы, снижение грамотности реально и отмечено многими экспертами. И так обстоит дело не только у нас. Как показало PIAAC, проводимое ОЭСР исследование по навыкам взрослых, 18% взрослых в развитых странах (Россия в последних тестах не участвовала) не дотягивают даже до базового уровня владения основными навыками письма, чтения и счёта, причём в разных возрастных группах. Печально, что результаты даже у стран-лидеров весьма средние, а многие участники, которые в предыдущие годы показали низкую функциональную грамотность, продемонстрировали дальнейшее её снижение. Среди аутсайдеров Литва и Польша, наши ближайшие соседи.
Данные PIAAC демонстрируют прямую связь между уровнем исследуемых навыков и успешностью тестируемых. Точно неизвестно, что тут причина, а что следствие, но, к примеру, высокий уровень математической грамотности чаще демонстрируют люди с высокооплачиваемой работой и отличным образованием.
В целом снижение грамотности ведет к серьезным последствиям, среди которых:
Эксперты называют несколько факторов:
✔️ Изменение программ обучения, акцент на подготовке к ОГЭ/ЕГЭ.
✔️ Привычка полагаться на сервисы автоматической проверки орфографии в гаджетах и онлайн-сервисах. Действительно, зачем учить правила, если машина всё проверит и исправит? Парадокс в том, что сервисы помогают лишь тем, кто стремится писать грамотно, неучам они не нужны: «и так сойдёт, как говорим, так и пишем».
✔️ Потеря интереса к чтению хорошей литературы, массовое потребление развлекательного, зачастую низкопробного контента. Когда-то СССР считался самой читающей страной в мире, но современные россияне стремительно утрачивают навыки чтения. Как, впрочем, и жители других государств. Мы ранее уже писали о важности чтения для формирования грамотности у детей и взрослых.
Решить проблему поможет повышение качества образования и формирование с раннего детства привычки к чтению. Но легче сказать, чем сделать: многим родителям проще занять ребёнка мультиками или роликами в тик-токе, чем почитать с ним книгу.
Вряд ли ситуацию можно исправить мгновенно. Во время вышеупомянутого исследования PIAAC эксперты заметили удивительную вещь: важен не только уровень образования самого участника, но и степень образованности его родителей. То есть, взрослые, чьи родители имеют более высокий уровень образования, показали лучшие результаты при тестировании, чем те, чьи родители учились плохо или мало.
Таким образом, различия в уровне образования могут сохраняться из поколения в поколение, усугубляя неравенство в обществе. Поэтому необходимо незамедлительно менять что-то в системе, и каждый может начать с себя и своих детей: больше читать и меньше зависать в гаджетах.
И дело не только в грамотности, но и в угрозе реального поглупения человечества. Об опасности брейнрота мы поговорим в следующей статье.
Читайте нас в .