Кого называют «демперами» во фрилансе? Правильный ответ – тех, кто готов выполнять работу дешевле других. В нашей профессиональной среде популярно мнение, что есть некие особые правила ценообразования, по которым живут «четкие» фрилансеры.
Всякий, кто посмеет отойти от них, сразу же получает презрительное прозвище «демпер» и предается анафеме коллегами на веки вечные.
Если честно, вся эта игра в «правильных» и «неправильных» фрилансеров не вызывает ничего кроме улыбки. Сегодня мы попытаемся объяснить, почему демпинга в копирайтинга и фрилансе не существует вообще, и почему крики вроде «он демпингует» выдают в вас слабого исполнителя.
Немного о демпинге и конкуренции
Разговор о демпинге начать можно с того, что вообще-то это понятие никак не может применяться к фрилансу как таковому. Демпинг, если следовать канонической версии, это проникновение компании или целого государства на рынки других стран с целью обвалить рынок дешевыми товарами (ниже себестоимости), а затем восполнить потери, оставшись монополистом и имея возможность взвинтить цены.
Демпинг работает так: сегодня я продаю себе в убыток – завтра все разоряются – послезавтра я взвинчиваю цены, поскольку остаюсь на рынке один.
Есть во фрилансе что-то похожее? Разве похожа мама-копирайтер, решившая заработать лишние 100 рублей, на акулу капитализма? Разве ее действия приведут к разорению других фрилансеров?
Мы уже предвидим возражения в духе «Не передергивай, уважаемый автор, ты же понимаешь о чем речь». Да, мы понимаем. Речь идет о том, что кое-кому выгодно подменить здоровое и вполне позитивное понятие «конкуренция» на жесткое и нечестное «демпер».
Если говорить о фрилансе, то здесь вообще не может быть ничего, кроме конкуренции. Увы, конкуренция – это не так хлестко. Проще придумать сказку про наглых демперов. Это, мол, все они, а мы хорошие. Честные.
Кое-кому выгодно навязать философию, согласно которой молодые да ранние не имеют права поднимать головы. Дескать, соревнуйтесь со всеми на равных, нечего тут цены занижать.
А теперь у нас два вопроса:
А кто вообще сказал, что во фрилансе есть какие-то правила?
Неужели есть некий профсоюз фрилансеров, который запрещает работать по цене, удобной для человека?
Давай представим, что ты живешь в своей квартире, у тебя есть основная работа, и цены в 60 рублей за 1000 знаков ты считаешь минимальной. Копирайтинг для тебя просто приработок. Представил? Отлично.
А теперь давай представим, что некто живет в далеком селе, не имеет ни копейки за душой и рад даже 20 рублям, поскольку сможет купить килограмм лапши и быть два дня сытым. Возможно такое? Вполне.
И вот здесь рождается самый главный вопрос:
Можно ли называть человека, который готов работать дешевле тебя, демпером? Обязан ли он соблюдать какие-то мифические правила игры, которые придумал ТЫ, а не он?
Мы полагаем, что никто никому ничего не обязан. Даже в теории. Каждый работает за столько, за сколько ему удобно, и это есть основа конкуренции. Остальное –словоблудие.
Усложним задачу:
Есть некий «старичок» со 100 отзывами и огромным портфолио и есть новичок без отзывов и портфолио. Может ли новичок победить в равной ценовой борьбе? Нет, и «старичок» это отлично знает. А потому ему жутко удобен миф о наглых демперах.
Для новичка единственный способ вылезть наверх – отчаянно демпинговать. И я настоятельно рекомендую всем копирайтерам не брезговать демпингом. Никого и никогда не должно касаться, почем ты пишешь тексты. Это твое дело. И заказчика. Более никого.
Это капитализм, детка. Тут каждый за себя. И конкурирует каждый так, как умеет.
И еще. Профи. Никогда. Ни при каких условиях. Не боятся конкуренции. Это аксиома.
Если ты боишься, что тебя можно победить просто ценой, то ты на краю профессии. В ее клоаке. Научись писать так, чтобы клиенты выбирали тебя не по принципу «да какая разница, возьму этого». Так выбирают только черенки для лопат.
Тебя должны выбирать за тексты и за качество ответов на проекты. И тогда ты уже никогда не будешь кричать «позор демперам», поскольку сильные авторы демпинга не боятся.
Добра всем!