Копирайтинг: 12 заблуждений заказчиков

 

 Screenshot (3)

 

Найти «своего» копирайтера  легко, были бы деньги

Глупость, поиск хорошего копирайтера ничуть не легче поиска хорошей жены. Только представьте: есть, скажем, 5 000 копирайтеров. Много? Да!

А теперь начнем перечислять их недостатки: 90% не умеют толково писать, 60% заваливают сроки и пропадают, 40% не умеют работать с продающими текстами, 30% копирайтеров зажаты и не умеют смело говорить с читателем, 35% копирайтеров освоили несколько шаблонов и работают по ним уже 100 лет, 50% копирайтеров – рерайтеры.  И так далее. Очень-очень много выбраковывающих факторов.

Чтобы найти «своего» копирайтера иногда приходится перелопатить гору «чужих». Скажу по опыту наших клиентов: иногда поиск заканчивается только на втором-третьем десятке.

Я – клиент, я всегда прав

В теории – да. На практике – нет. Представьте себе какого-то хорошего  узкого специалиста , который бы бегал по любому вашему щелчку пальцев. Например, классный хирург смотрел бы  вам в рот или сильный каменщик выслушивал ваши истерики.

Представили? Так вот в реальной жизни такого не бывает. У узких специалистов всегда достаточно работы, чтобы отказываться от сотрудничества с клиентами в короне.

Хорошие копирайтеры всегда на слуху и всегда востребованы, они не будут мельтешить и суетиться, чтобы вам угодить. Опять же – профессиональная гордость: человек, зарабатывающий для людей миллионы, далеко не мальчик на побегушках.

Исключение –  слабые авторы без работы, которые перебиваются случайными заказами. Там, да, там будут смотреть в рот, на более высоких уровнях – нет. Партнерские отношения рулят.

Если копирайтер не писал по теме, которая мне нужна, его не стоит брать

Самое потешное, но вместе с тем и очень живучее заблуждение. Просто ужас, летящий на крыльях ночи. Думаю, коллеги нас поймут.

«Скажите, а вы писали о компании, продающей полиэтилен? Нет? Боюсь, вы нам не подойдете».

«Скажите, а вы писали о компании, продающей полиэтилен? Да? А можно примеры работ?»

Такое ощущение, что многие клиенты просто не понимают принципов профессионального копирайтинга. Хороший автор может писать на любые темы, и не важно, идет ли речь о полиэтилене, тракторах или оптовой продаже кукурузы. Когда ты владеешь профессией в должной мере и есть тезисы для работы,  ты умеешь подстроиться под любой тип и тематику текста. Это  – правда, остальные мнения  – ересь.

Копирайтер должен давать гарантии, что текст начнет продавать, выходить в ТОП и так далее.

Если бы мы могли гарантировать, что каждый наш текст зайдет в ТОП или будет продавать по тысяче товаров со страницы в день, каждый материал бы стоил как хорошая машина. Почему? Потому что тогда бы компаниям не нужно было тратиться на рекламу, продвижение, оплату услуг маркетологов, PR-специалистов  и так далее.

Сунул текст на сайт, и греби заказы.

В реальной жизни, к счастью, такого не бывает. Помимо текста существуют десятки факторов, влияющих на судьбу и работу текста: уровень цен компании, качество трафика, отзывы о товаре или услуге, уровень конкуренции в конкретной нише, способы SEO-продвижения конкурентов и так далее.

Да, по каким-то не слишком конкурентным запросам или по каким-то минимальным продажам можно что-то гарантировать. Но вот так, чтобы  материал стоимостью в несколько тысяч  рублей порвал всех на рынке … . Это утопия, друзья. Копирайтинг всегда отчасти лотерея. Правда, чем выше уровень автора, тем вероятность выигрыша больше. И все же это далеко не железобетонные гарантии.

Зачем я буду тратить время на доскональное заполнение технического задания? Есть копирайтер, которому я плачу деньги – пусть он и корячится.

Правильно, абсолютно верно! Этому лодырю копирайтеру платят такие огромные деньги, так вот пусть пашет! Пусть сам придумывает факты о компании, пусть льет воду, потому что у него нет конкретики, пусть напишет очередной говнотекст, ведь их так мало в Сети!

А правда такова: копирайтер – это вовсе не сказочник. Копирайтер – это человек, который  может взять какие-то факты или разрозненные тезисы, красиво их подать, интересно о них рассказать и сделать их еще более важными, продать то, что само по себе не продастся.

Никто не знает свой бизнес лучше самого заказчика, соответственно, и рассказать о нем никто лучше не может. Зажимая конкретику, клиент своими же руками душит потенциально сильный текст.

Вы – даете копирайтеру максимум вводных, он их собирает, сортирует, причесывает и создает на их основе единый продающий монолит. Если же вы не дадите конкретики, человек будет вынужден пихать в текст никому не нужную синтетическую вату для объема. Толку от нее не будет, но зато вы сэкономите 20 минут на заполнение ТЗ!

Копирайтер обязан сдавать работу точно к указанному времени

Теоретически – да, на практике – нет. Подозреваю, что низкое качество биржевых текстов во многом обусловлено еще и тем, что автор вынужден постоянно смотреть на часы и сдавать любой трэш, но зато в указанное системой время.

Почему частенько не получается сдавать работу в срок? Штука в том, что написание текстов , мы имеем в виду – хороших текстов, является работой творческой. Нередко бывает, что ты садишься писать какой-то материал, но он просто не пишется. Или пишется, но совсем не так, как ты хотел.

И здесь два выхода: сдавать кровь из носу всякую ерунду или взять тайм-аут. Мы всегда оговариваем некие плавающие сроки в пределах 1-3 дней сверх нормы, поскольку  наша задача – все же написать хороший текст. А чтобы его написать, очень и очень часто нужно просто сделать паузу. Клиенты, которые этого не понимают, обычно получают гораздо более слабые материалы, чем могли бы получить в идеале.

Зачем платить большие деньги за хорошего копирайтера? Можно заказать то же и за копейки на какой-нибудь бирже.

Еще одно совершенно глупое заблуждение. Мы даже и не вспомним, сколько раз нам приходилось переписывать дешевые тексты. Много.

Сила хорошего копирайтера в том, что он:

  • Не пишет по 100 000 знаков в день, беря объемом. Он действительно вникает в суть задачи.
  • Не торопится: обычно сильный копирайтер не пишет больше одного – двух текстов в день.
  • Знает, о чем пишет. Заказу предшествует переписка с клиентом, заполнение ТЗ и прочие важные детали.
  • Владеет смежными профессиями. Помимо написания текста, хороший копирайтер учитывает специфику товара, психологию потребителя, оценивает потенциал ЦА, умеет оптимизировать и многое-многое другое.
  • Умеет писать. Несмотря на то, что складывать буквы в слова умеют почти все, делать это классно умеют очень немногие. Здесь и опыт, и талант и масса прочих важных вещей.

Человек, который не особо разбирается в копирайтинге, может и не видеть разницы между хорошим и дешевым текстом. Факт. Но это не отменяет и  того факта, что тысячи потенциальных клиентов и партнеров эту разницу отлично увидят. И составят о вас не очень лестное представление.

Тексты – визитная карточка фирмы, если они написаны абы как, то и о каком-то особом кредите доверия, высоких продажах и прочих вещах говорить не придется. Дешевые тексты помогают сэкономить разово, но потом будут постоянно упускать потенциальных клиентов. Сильные тексты – разовое капитальное вложение, которое затем тысячу раз себя окупит. Вот такая арифметика.

Я и сам могу написать тексты, ничего там сложного нет

Именно с этого убеждения и начинаются провалы. Дело в том, что копирайтинг – это серьезная наука с массой важных нюансов.

Американцы – далеко не дураки. Они умеют считать деньги лучше нас с вами. И все же именно в США самое большое число копирайтеров-миллионеров. Людей, которые составляют свой рабочий  график на 3-4 месяца вперед.

Знаете, в чем причина? А в том, что при всей своей невероятной любви к финансам и боязни потратить лишний цент впустую, американские бизнесмены поняли – сапоги должен шить сапожник. И они уже знают, что профессиональные тексты – это не просто набор букв, это такой же мощный инструмент, как рекламное видео, дорогая офисная мебель  или хороший менеджер по продажам.

И самому этого не сделать. Нужны те, кто делает это профессионально.

Если текст маленький, он должен стоить дешевле

При таком подходе к оценке текстов слоганы вообще должны писаться копеек по 60 за штуку. Пора уже покончить с взвешиванием текстов и оценкой их исключительно по принципу «больше — лучше».  Мы же не картошку в мешках покупаем.

Если для SEO — да, текст не должен быть маленьким, в остальных случаях –  и маленькие тексты шикарно себя показывают.

Небольшой текст, скажем по секрету, писать даже сложнее, чем большой. Знаете, почему? Потому что он предполагает максимальную концентрацию смысла, идеи и качества на один квадратный сантиметр листа Word. Если в большом тексте можно позволить себе расслабиться, то маленький текст такого не прощает.

Единственное правило – текст должен работать, а уж какой он – дело десятое.

Я могу пропасть на месяц, а потом попросить сделать правки

За месяц любой нормальный копирайтер уже давно забудет о вас и вашем тексте. Потеряет нити повествования, запамятует главные фишки. И дело  даже не в том, что любой нормальный человек вправе отказаться от таких правок.

Дело в том, что правки спустя месяц будут куда слабее, чем правки свежие. Если хотите, чтобы материал исправили четко, грамотно и по делу, пишите сразу, иначе – или откажут или поправят куда хуже, чем могли.

Текст должен быть  обязательно деловым и серьезным

Почему-то считается, что для того, чтобы показать свою неимоверную крутизну, компания должна вещать голосом Википедии. Серьезно, официально, без малейшей улыбки. Доклад а-ля « руки по швам».

Вопрос только в том – кому вообще это нужно? Самой компании? А зачем? Люди не читают всякую официальную ересь – им это скучно.

Сеть – особое место. И компании-гиганты это давно поняли. Почитайте их тексты: они буквально пронизаны позитивом и простотой. Да, всегда есть соблазн удариться в официоз и пафос. И все же такое сегодня, в 2016 году,  практически не работает. Будьте проще, и люди потянутся. Благо, форматов для неформального общения более чем достаточно.

Мне нужен текст «как у всех»

Если бы мы писал тексты «как все», то не стали бы теми, кем стали. И кем еще станем. Громко? Слишком самоуверенно? А нам, знаете ли, все равно. Мы не работаем «как все» и говорим то, что хотим говорить. И заказчики тоже получают тексты не как у всех.  Именно поэтому, наверное, у нас всегда много клиентов.

Тексты «как у всех» – прямая дорога в очередь за вниманием клиентов. Вы будете в ней тысячным или пятитысячным, не знаем точно. Знаем лишь, что так и будет – если вы сами подстраиваетесь под всех, то и выделяться  вы никак  не будете. Следовательно, придется ждать, когда на вас хоть кто-то обратит внимание. А это маловероятно.

Это бизнес. И здесь хороши все средства, укладывающиеся в УК и общечеловеческие моральные ценности. Не будьте занудами, не лезьте в очередь «как все». Отойдите в сторонку и заинтересуйте клиентов чем-то неожиданным. Обещаем, вы не только создадите альтернативную очередь, но и ощутите, насколько финансово выгодно выделяться на общем фоне.

Бонус. Копирайтеры проникнутся моей идеей и станут частью команды 

Не-а, даже не ждите. Это Ваша идея, это Ваш проект, это Ваша мечта. Это вы не спите ночами, придумывая, как сделать лучше. В конце Ваших идей могут стоять красивые дома, обеспеченная старость, лидерство в отрасли и так далее. Вы это знаете, а потому рвете жилы.

А копирайтер – всего лишь наемный работник. Сейчас он общается с вами, через час – с другим заказчиком. У него нет ни одной причины влюбляться в ваш проект и делать его особенным. Таких проектов у него - по 5 в день. Так что не ждите, что копирайтер начнет нырять в дебри ваших мечтаний, каждый день забрасывая письмами с рекомендациями по улучшению текстов. Нет. Этого не будет.

Исключение – вы предложите копирайтеру какие-то очень особые условия, при которых он будет заинтересован. В противном случае он будет просто хорошо работать. Как всегда. Не выделяя ни вас, ни ваш проект, ни ваши мечты. Такова правда.

Добра вам! 

Поделиться
Отправить

Оценить статью

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (15 оценок, среднее: 4,93 из 5)
Загрузка...

4
Ответить

avatar
1 Comment threads
3 Thread replies
0 Followers
 
Most reacted comment
Hottest comment thread
2 Comment authors
PandaМелисса Recent comment authors
Новые Старые Популярные
Мелисса
Мелисса

Про расплывчатое ТЗ – прямо о наболевшем. “Напишите продающий текст”. Ага. О компании знаем только ее название, где она находится, адрес сайта (на самом сайте информации 0). А еще известно, что фирма продает тапочки для тараканов. Все. Ни особенностей, ни каких-то изюминок, акций, бонусов, специальных предложений. Ну какой здесь продающий текст может получиться, а? Все. Поплакалась, легче стало…

Panda
Panda

Тоже надо иногда поплакаться, тоже важно! Заходите, будем утешать:)

Мелисса
Мелисса

Да я у Вас тут и так живу последнее время )))) Покаааа все прочитаю. А вы уже новое успеете написать,придется опять читать)))) Очень нравится Ваш образ мыслей, чувство юмора и то, как Вы пишете. Я много блогов читала, но Ваш мне ближе всего. Тесты прошла, узнала новое для себя, спасибо Вам за работу!

Panda
Panda

Живите на здоровье:)

СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять