Здравствуйте, дорогие друзья!
Есть такой бородатый анекдот:
- Документы на стол, живо! — прокричал Штирлиц, направив на Мюллера пистолет. А потом добавил:
- Кстати, не найдется ли у вас канцелярских скрепок?
Штирлиц знал, что лучше всего запоминается последняя фраза. И если Мюллера будут спрашивать, зачем приходил Штирлиц, то он ответит: за скрепками.
И это, дорогие друзья, истинная правда. Если задача вступления — заинтересовать читателя, то задача концовки — сообщить ему то, что он должен запомнить. Согласитесь, грешно упускать такую возможность.
Есть несколько проверенных вариантов концовки:
Не стоит полагаться на аналитические способности читателя. Как бы доступно мы не писали, он все равно может запутаться в наших аргументах. Чтобы облегчить читателю жизнь, помогите ему сделать из статьи вывод. Например:
Курорт понравится молодежи, любителям ночных клубов, дискотек и веселого отдыха. А вот родителям с детьми и пенсионерам здесь вряд ли будет комфортно.
Написать вывод легко. Представьте, что читатель проштудировал ваш текст и теперь спрашивает: «И что мне с того?».
Чтобы читатель не упустил ничего важного, можно в конце статьи еще раз перечислить основные тезисы. Например, если вы пишите о действиях в случае пожара на предприятии, то дайте в конце короткий и понятный список правил:
и. т. д.
Расскажите читателю, как лучше всего воспользоваться информацией из вашей статьи. Например, в кулинарном рецепте:
Подавайте закуску холодной: так она будет вкуснее.
В обзоре текстового редактора:
Чтобы на компьютер не попали вирусы и вредоносные программы, скачивайте OpenOffice Writer только с официального сайта.
Спросите себя: что должен узнать читатель, чтобы получить от статьи как можно больше пользы? От каких ошибок его нужно предостеречь?
Если вы чего-нибудь хотите от читателя, то концовка — это самое подходящее место в статье, чтобы его об этом попросить:
Призыв к действию — это стандартная концовка в продающих текстах. Но она часто бывает уместна и в информационных статьях:
Чтобы не допустить появления кариеса, регулярно проходите осмотр у стоматолога.
Даже если ни один из вариантов не подходит, все равно не стоит просто обрывать статью. Нужно хотя бы пожелать читателю напоследок чего-нибудь хорошего и приятного, а потом вежливо сказать ему «До свидания!».
Разумеется, статья может быть совсем без заключения: так пишут новости и справочные статьи. В остальных же случаях обязательно нужно подумать над подходящим вариантом концовки.
А на сегодня все.
Всем добра!
Предыдущий урок - Как начать статью
Следующий урок - Редактирование и вычитка
Ответить