Если бы известные писатели и копирайтеры обнародовали свои черновики, в мире началась бы паника. Глядя на корявые и откровенно слабые тексты, мы бы решили, что их написали бездарные графоманы, а не признанные мастера пера.
Они нас обманывают? Ведь не могут же из такого непотребства потом получиться настоящие шедевры! Или могут?
Нам самом деле все очень просто. У писателя в арсенале есть два полезных инструмента: редактирование и вычитка. С их помощью можно улучшить фактически любой текст, исправить в нем все недочеты, а слабую статью превратить в сильную и «цепляющую». Вот об этих чудо-инструментах мы сегодня и побеседуем.
Но для начала определимся с терминами:
Вычитка — это чтение текста для оценки его качества и поиска ошибок.
Редактирование — это процесс его улучшения и исправления.
Некоторые писатели считают, что редактирование и вычитка должны быть разными этапами работы. Но в действительности между ними сложно провести четкую грань. Нельзя редактировать текст не вычитывая, и нельзя вычитывать не редактируя. Если же автор просто механически правит свою работу, то у него есть шанс получить на выходе «пересушенный» и нечитаемый материал.
Что исправляем
На что нужно обращать внимание во время вычитки, и какие ошибки при этом можно исправить?
Структура. Для начала посмотрим на разделы и абзацы нашей статьи. Раскрывают ли они тему в необходимом объеме? Не останется ли у читателя вопросов, на которые обязательно нужно ответить? И, наконец, не написали ли мы что-нибудь лишнее, что читателю абсолютно не интересно? Впрочем, если план статьи был тщательно продуман, то здесь у автора не должно быть никаких проблем.
Фактические ошибки. Проверим: не обманули ли мы ненароком нашего любимого читателя? А для этого еще раз уточним факты, цифры и написание терминов.
Логические нестыковки. Смотрим на причинно-следственные связи. Нет ли в наших доказательствах нестыковок или пропущенных звеньев? Например, мы написали: «Наша компания работает с 2001 года, поэтому мы выпускаем только качественную продукцию». Но из первого никак не следует второе. Чтобы эта аргументация заработала, нужно добавить что-нибудь про опыт, который был накоплен за это время.
Убедительность. Она особенно важна для продающих и аналитических текстов. Оценим, насколько наши слова убеждают читателя. Не требуется ли ему дополнительные доказательства? Если да, их нужно найти и добавить.
Вода и речевая избыточность. Чтобы текст легко читался, уберем из него ненужные повторы и слова, которые не несут смысловой нагрузки. Иногда для поиска тавтологий удобно использовать специальные онлайн-сервисы, например, «Свежий взгляд».
Ритм и синтаксис. Это еще одна возможность улучшить восприятие текста. Если в каком-то месте его тяжело читать, то нужно упростить сложные грамматические конструкции или разбить длинные предложения на короткие. При этом следим за ритмом. Если он слишком монотонный или неестественный, необходимо перестроить предложения.
Словоупотребление и согласование. Везде ли у нас стоят правильные падежи и времена глаголов? Верно ли мы употребили слова, и нельзя ли найти более точный вариант? Например, не «иномарка», а «BMW». Не «окна», а «тройные стеклопакеты».
Ошибки и опечатки. Здесь все понятно: просто делаем наш текст более грамотным. В этом нам смогут помочь разные программы: «Орфограммка», «Литера 5», «ОРФО» и.т.д.
Возможно, этот список покажется вам устрашающим. Однако бояться тут абсолютно нечего: со временем вы начнете находить и исправлять эти ошибки автоматически, полагаясь на «писательское чутье».
Три принципа вычитки
Чтобы вычитка текста была эффективной, придерживайтесь трех принципов:
Отдыхайте от текста. Делайте после каждого подхода к статье хотя бы небольшой перерыв. Совсем идеально — прочитать все на следующий день. Но если это невозможно, то отвлекитесь от текста хотя бы на 15 минут. В противном случае глаза «замылятся», и вы перестанете замечать даже очевидные ошибки.
Меняйте скорость чтения. Это помогает сосредоточиться на разных сторонах текста. Например, читая в быстром темпе, мы больше обращаем внимание на смысл и ритмику. Средний темп помогает нам лучше увидеть стилистические огрехи, а медленный — ошибки и опечатки.
Читайте вслух. Не шепотом, а именно вслух и с выражением, как профессиональный диктор. Так текст лучше воспринимается, поскольку мы его еще и слышим.
Чтение вслух помогает в полной мере оценить ритм и читаемость. Например, если нам где-то не хватило дыхания или мы не смогли выговорить какую-то фразу, значит текст в этом месте нужно отредактировать.
И напоследок. Чтобы статья стала качественной, недостаточно пробежаться по ней один раз. Опытные авторы способны вычитывать и редактировать свои работы снова и снова, пока результат не будет их полностью удовлетворять.
Если же текст читается легко и глаз больше не за что «не цепляется», то самое время остановиться и отправить работу заказчику.
Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.
Ответить