Скажите, вам хоть раз доводилось делать уборку в доме? Да, мы спросили про уборку в статье о копирайтинге. Да, немного необычно. Только не бросайте чтение, гарантируем, этот вопрос имеет прямое отношение к нашей теме. Итак, скажите, доводилось ли вам убираться в квартире?
Думаем, что скорее всего – ДА.
А помните ли вы свой чемпионский настрой в начале работы?!
Кажется, что сейчас «каааак все уберу, каааак все заблестит»! Ну, было же хоть раз?! И вот здесь самое главное – правильно рассчитать свои силы и запас энтузиазма.
Проблема то в том, что можно застопориться на одном месте, стараясь сделать идеально что-то одно. Скажем, до блеска отмыть холодильник.
Отмыли. Потратили кучу времени и сил, но управились. Чудесно. Теперь мы поднимаем голову и с грустью понимаем: из огромного объема предстоящей работы выполнена лишь маленькая-маленькая часть. А пыл – уже угас. Знакомо? Да, рядом с холодильником можно даже фотографироваться, настолько он теперь великолепен, но разве от этого легче? Вся остальная квартира то все еще не убрана…
А вот теперь о копирайтинге
Поверьте, в работе копирайтера происходит совершенно такие же невероятные вещи. И если опытные мастера уже научились справляться с подобными казусами, то новички попадаются в эту ловушку почем зря. Что за ловушка? Сейчас все расскажем.
Беда многих начинающих копирайтеров в том, что они садятся за тексты, совершенно неправильно расставив приоритеты в работе. Как пишет статьи опытный копирайтер? Он знает, что Муза скоро может сбежать, а потому строчит, словно из пулемета. Запятые, неправильные обороты, опечатки – все это вторично.
Важно суметь вылить на бумагу свои мысли до тех пор, пока они еще текут. Скоро ручеек может засохнуть. Редактура, чистовые правки и прочие узорные рюши добавляются в самом конце.
Повторимся, так пишет опытный копирайтер.
Из собственного опыта
Новички же, напротив, стараются сразу же все сделать идеально. Еще нет никакого текста, еще готов только первый абзац, а копирайтер уже устал. Он без конца правил несколько первых предложений, придираясь к каждой букве. Он писал так аккуратно, словно потом ему кто-то запретит редактировать текст.
Именно желание сразу довести все до совершенства и становится главной проблемой новичков. И, кстати, как раз той самой ловушкой, о которой мы с вами говорили.
Опытный автор уже «отстрелялся», он сидит и спокойно редактирует готовый материал. Всё, он сделал главное – возвел стены. Остался несложный косметический ремонт, который любой умелый веб-райтер делает за пять секунд, зевая и попивая чай в процессе работы.
А что же наш неофит? К сожалению, он полностью разгромлен. Первый абзац вышел у него просто на загляденье, но именно это его и измотало. Начинающий копирайтер похож на неопытного марафонца, взявшего резкий старт там, где нужно было рассчитывать силы до самого финиша. «Холодильник блестит», но от этого легче не становится.
Итог – потерянное время и подорванная уверенность в собственных силах. Теперь нужно ждать того момента, когда силы снова накопятся. Писать в нынешнем состоянии – значит производить бракованный материал.
Что делать, чтобы не совершать подобной ошибки?
Рецепт крайне прост: достаточно всего лишь уметь рассчитывать свои силы. Не «вылизывать» материал, сразу же стремясь создать идеал. Нет, нужно лишь очерчивать общие контуры статьи, делать ее первые текстовые наброски.
Иначе говоря – создавать общую форму, которую вы позже отшлифуете и доведете до приемлемого состояния.
Первый этап – записываем.
Второй этап – вчитываемся и дорабатываем.
Третий этап – шлифуем.
Конечно, опытные копирайтеры могут поступать несколько иначе: если есть опыт, вполне возможно написание материала «за один присест». Да, это реально. И все же начинающим копирайтерам мы бы не рекомендовали практиковать подобное. Придет время – всему научитесь, пока же – просто делите создание текста на этапы. Так надежней. И проще.
Добра вам!
Сегодня именно такая ситуация и произошла. Перегорел на первом же абзаце. А дедлайн вот-вот. Психанул. Настрочил через слово мат. Пошел заварил кофе. Пришел, перечитал, снял шелуху и отправил. Заказчик одобрил.
Прочитала Вашу статью и обрадовалась, значит, я делаю правильно. Если б Вы видели мои черновики. Обрывки фраз, сокращения слов до двух-трех букв, почерк, никому не понятный)))) просто если не запишу сразу, мысля убежит… Да так и бывает постоянно- когда где-то брожу без ручки и бумаги или пытаюсь заснуть- крадутся подлые нужные идеи. Заголовки,выводы,концовки… Проговариваю про себя, чтобы запомнить,но пока доберусь до ручки-адью(((
Действительно, давно стоит помыть холодильник – спасибо, что напомнили.)
Может и не совсем в тему поста, но почти в каждой статье чувствую влияние работ старика Шугермана – уже день не могу соскочить с вашего блога.
Всегда интересно, какая литература помогла добиться успеха на пути копирайтера? Есть ли список must read у вас?
Заранее прошу простить за невнимательность, если эта тема поднималась где-то другом месте.
Пишу набросок просто из примерных подзаголовков, потом по мере написания их затираю. Получается как бы план.
Полностью согласен. Я сначала тоже писал и думал над каждым предложением. Сейчас – мысля появилась и полный вперед пока пальцы не устанут стучать по клавишам. Действительно получается быстрее и более качественно.
Очень знакомая ситуация! Сама на такой “крючок” попадала! Хотелось сделать сразу все красиво и грамотно, а мысль о самом важном уже от меня уходила =( Сначала нужно излить свои мысли, а уже потом доводить их до совершенства!
Хорошая и очень правдивая статья. Сам поначалу действовал наобум, а в итоге результат тот же, то есть никакого. Не вижу смысла бить лбом стены там, где можно поучиться у других. Благодарю за материал, подписался на Ваши рассылки.
Идеально поначалу никогда ничего не получится. Один знакомый копирайтер (достаточно опытный) советуют вообще не заморачиваться над первичным вариантом текста. Сначала собрать максимум информации и описать все без особой редактуры. Показывал одну свою работу в вариантах “до редактуры” и “после”, я обадлел. Первый текст как будто писал пятиклассник, зато отредактированный был уже нацелен на конечного потребителя.
Главная проблема это то что связать два лова начинающий копирайтер не может. И часто такое случается, так что старайтесь подставить правильно слов, чтобы оно звучало и отлично читалось!
Ну да, быстро записать мыслю – это залог успеха… А вот муж мой каждый раз был в панике, когда я, уже почти засыпая, быстро хватала телефон и записывала в смс-черновик какие-то бессвязные слова)))) Сейчас вроде ничего, привык)))
Мда… Я вот тоже первые шаги делала вслепую, но методом проб и ошибок пришла к тому же выводу: вначале всё записать, именно ВСЁ, что роиться в голове и проситься на бумагу. Не останавливаться, не исправлять ошибки на этом этапе… Эх, знала бы это правило раньше, не теряла бы ни время, ни заказы 🙂
Есть такое 👿
Как мне это знакомо, я правда даже не начинающий копирайтер, потому что дальше регистрации на биржах копирайтинга у меня дело не доходит. Я совершенно не знаю с чего начинать. Хочется красиво излагать свои мысли, а не писать всякую чушь. А получается, что нужно записывать бред, а потом из него сделать шедевр. Главное в этом деле начать, ведь все приходит с опытом.
Петр, Вы правы!
Я новичок, и пишу именно так. Исправляю, корректирую, редактирую. Никак остановиться не могу. 😳
Хотя у многих читала совет: сначала писать, потом исправлять. Надо себя заставлять именно так и делать. Хотя, возможно, с увеличением количества написанных тысячезнаков все наладится. 🙄
Неа, не обязательно наладится. Может просто окончательно “срастись неправильно”. Слышали же про то, что кости срастаются неправильно. То есть, если особо упорствовать, то это каким-то образом все равно “срастется”, вы выработаете какой-нибудь свой стиль. Не такой, как если бы все изначально делалось правильно, но все равно действенный. То есть ходить то вы сможете – факт, но, возможно, будете тратить на это гораздо больше усилий, чем если бы изначально кости срослись правильно. Ух, как-то слишком глубоко задвинул, но надеюсь на вашу проницательность, уверен, вы поняли:) 😆 А что касается текстов, то держите в голове простую картинку – снежные фигурки. Видели, как… Читать больше »
отличный пример про снежные фигуры)
Угу. Знакомо, знакомо. Было такое – точно!)) Потом стал по другому – как только мысль, по среди ночи вскакиваю и АГА, пока не забыл.
Статья дельная! Ставлю 5++)) 😉