Тем, кто нашел эту статью в результате переходов по сайту, мы жмём руку. Если же вы пришли на эту страницу из поисковика, то вам и вовсе поклон до земли. Статистика врать не будет: в Сети не более 20 человек в месяц задают запросы по типу «как копирайтеру выработать свой стиль».
К слову сказать, ценами на статьи или, скажем, видами контента люди интересуются гораздо активней. А вот вопрос стиля возникает у очень и очень немногих. Тем лучше, значит, достигнут тот невероятно важный этап, когда вопрос стиля становится важнее быстрого заработка.
Давайте начистоту: до определенного момента желание изменить или улучшить свой стиль просто не возникает. Глупо всерьез задумываться о качестве, когда твоя дневная норма выработки знаков равна пятизначным числам. Да и низкие цены на копирайтинг вовсе не способствуют особой заботе о качестве материалов. Правильно, не до жиру – быть бы живу.
Каждый копирайтер, которого волнует вопрос о том, как сформировать свой стиль – это уже человек ищущий. Автор, которого ждет большое будущее. Даже не позволяйте себе думать, что мы пустили в дело мощный поток лести. Все и вправду грустно: даже среди высокооплачиваемых авторов до смешного мало тех, кто обладает собственным стилем.
Набил руку, научился оформлять тексты и не допускать ошибок, наработал имя и клиентскую базу, и уже кажется человеку, что он мастер. Нет, он всего лишь писарь. Дорогой, правда, но все-таки писарь, не ищущий большего. Естественно, это говорится не о присутствующих.
Как сформировать свой стиль: 5 основных принципов
Готовясь к статье, мы прочитали семь миллиардов статей на тему стиля и его развития. Честно скажем, они нас не вдохновили. Поэтому было решено создать собственный рейтинг принципов формирования авторского стиля. Работают ли они? Безусловно, иначе бы их здесь просто не было. Итак, пора.
Подражайте любимым писателям. Знаете, почему у людей отличается литературный вкус? Элементарно: по-настоящему близкими вам писателями становятся только те авторы, которые вызывают отклики в сердце. Получается, что авторская подача материала очень близка вашему представлению об идеальном тексте. И это еще не все: вы и сами обладаете зачатками этого же стиля, иначе бы он просто не рождал в вас такую бурю ответных эмоций.
Раз так, и вы уже наделены какими-то искорками своего стиля, осталось только раздуть его до хорошего лесного пожара. Поможет же нам в этом обычное подражание. Не стыдитесь подражать своим любимым писателям. Уверяем вас, хуже от этого вы писать не станете. И зазорного в этом ничего нет. В начале карьеры подражали другим даже те, кого мы сегодня называем гениями.
Подражать же копирайтерам не нужно. Во-первых, достойных авторов нет. Во-вторых, глупо питаться объедками, когда рядом есть стол с тысячей блюд, накрытый щедрой мировой литературой.
Анализируйте свои старые тексты. Развития стиля копирайтера – процесс постоянный. В идеале нужно дойти до ситуации, когда статьи годичной давности будут вызывать у вас усмешку. Возвращайтесь к старым работам и обязательно прикидывайте, как бы вы написали сегодня. Что бы добавили, от чего – отказались, что и совсем не к месту. Весьма желательно иметь постоянную связь между собой вчерашним и нынешним. Такой подход значительно упростит понимание своего текущего уровня.
Плюс к этому – вы будете четко видеть, что процесс развития стиля не стоит на месте, вы действительно прогрессируете. Поскольку каждому из нас важна мотивация, видимые достижения станут отличным стимулом.
Анализируйте свои сегодняшние работы. Любой материал можно улучшить. Это так же верно, как и то, что в Австралии живут кенгуру. Мониторинг текстов важен. Каждый раз, когда вы обрезаете какие-то лишние моменты или добавляете новые вводные, чувство стиля усиливается на один микрон.
Свежий взгляд на текст (вычитка) сродни тренировки. Казалось бы, ваш текст готов – все нужное уже написано. Ан, нет. После анализа и редактуры материал становится только ярче, соответственно, улучшается навыки искусного владения буквами.
Больше читайте. Да, я знаю, что этот совет дают всем и всегда. И все же от него никуда не деться: если не подзаряжаться новыми импульсами высокого слога, начнется деградация. Стиль – это же не просто умение писать как-то особенно, узнаваемо. Стиль – это постоянный запас нужных слов и перенимание опыта у книг. Если ограничивать себя лишь диетой из собственных знаний и ощущений, то очень скоро диета превратится в голодовку. Важно питаться чужими текстами, усваивая (даже неосознанно) что-то, что может пригодиться для улучшения собственного стиля.
Развивайте сразу несколько стилей. Например, кто-то любит писать в несколько ироничном стиле. Если бросить все силы исключительно на его развитие, то очень скоро такой автор закончится как копирайтер. Написать, скажем, пресс-релиз или политическую новость в подобном стиле нельзя. Выйдет смешно и нелепо.
Как быть? Читать образцы прочей стилистики, чтобы пропитываться ими. Например, не брезговать юридическими документами, официальными актами и серьезными деловыми отчетами. Это позволит вам не только проникнуть во все тайны официального стиля, но и постоянно держать себя в тонусе. Точно такая же модель работает и в случае с новостным, публицистическим и любым другим стилем. Пропитываемся. Пишем. Анализируем. Результат – мы всегда в форме и можем написать хоть прошение в ООН, хоть матерную частушку.
Вот и все. Правил немного, но работать нужно над выполнением каждого. Если все делать правильно, то со временем формирование вашего собственного стиля начнется с радующей неизбежности. Конечно, всегда придется оттачивать свой стиль, но, согласитесь, иметь и улучшать гораздо лучше, чем не иметь и не улучшать.
Плюсую насчёт Чехова. Он великолепен, у него невероятно лёгкий, даже невесомый стиль, но при этом объёмный и захватывающий. Истинная мелодичность русского языка, на мой взгляд, ярче всего проявляется именно у Чехова.
А вот Довлатова пока не читала. Пётр, как преданный его поклонник, с чего посоветуете начать? Или с чего начинали вы?
Насчёт любимых писателей со своей стороны отмечу ещё Набокова. Обожаю его творчество, но его стиль для “копирования” явно не подходит – слишком пёстрый у него язык.) Зато в области аналогий ему равных нет.
Что вы находите такое гениальное у Довлатова? Какие-то заметки написанные пьяным журналистом.
Я конечно прочту у него еще что-то помимо Чемодана. Только прошу подскажите – а на что внимание обратить, как мне определить, что вот такой-то отрывок написан именно шикарно, а не посредственно? Все говорят – стиль, стиль… а конкретно можно сказать, как его обнаруживать во время прочтения?
Андрей, ну просто он тебе не созвучен, так бывает, незачем гения оскорблять:) Если не пошло и после чемодана, не парься, просто не читай, наверное, не твое. Это как с женской красотой, тут дело личного вкуса. Мне, к примеру, совершенно параллелен Чехов (ну почти я равнодушен к нему), хотя многие мои знакомые от него в восторге. Так, почитать нормально, восторгаться не буду точно. Значит ли это, что я ущербен? Нет, просто Чехов мне не созвучен. Поэтому не ищи какой-то бомбы, если сразу сердце не потеплело, живи себе спокойно и читай Веллера:)
Чехова и я собирался привести в пример, но сэкономил буквы. Его-то сборник с рассказиками читал не меньше семи раз, и все равно будто впервые, и опять тянет почитать. А в Довлатовом “Чемодане” бомбы, как ни тужился, не нашел.
P.S. Веллер зато живой из всех троих, может еще что-то сочинит 😀 .
Протестую, Довлатов бессмертен! (с)
Ну вот ты сам и ответил на свой вопрос, у меня история с точностью до наоборот.
Согласна. И да, аналогично: не понимаю Чехова, Пушкина, а Каренина у Толстого – дура… А вот Довлатов – очень нравится, жалко, что не все еще прочитала.
Это наоборот счастье, что еще не всего прочитали:)
Смотря сейчас на свои статьи, которые я писал в начале создания сайта, то и вправду улыбку вызывает 😀 , некоторые пробовал немного переделывать, обязательно переделаю страницу-об авторе, да все нет времени, а ведь на нее часто кликают! 😥
Главное – не стать “заложником” своего стиля так, чтобы смысл уже отодвигался на второй план, а вперед вылезали всяческие оригинальные обороты и сочетания слов. Излишне стилизованный текст невозможно читать. Мы ведь не поэмы и оды пишем 🙂
Ой, меня литературный вкус довольно разнообразный. От Марка Твена до Сергея Жадана. Кому подражать? Не знаю. Но, то, что работы Твена как журналиста и о журналистике почитать надо это факт.
А я, до того как стать копирайтером, три года вела блоги в соц.сетях. Сначала записывала всякую ерунду, а потом уже как-то выработался свой стиль. Он появился из-за желания нравится читателям. Для комментариев типа: “Оля, а я с первых строк поняла, что это ты пишешь!!”. Из-за тщеславного стремления быть популярной в соц.сети)))
Так что, я думаю, ведение своего проекта поможет. Или хотя бы желание писать для читателей. Думая о читателях, интуитивно находишь свой собственный способ подачи информации.
А зачем вели? Для себя или денежку зарабатывали?
А Вы на какую-то конкретную тему блог вели или просто что-то вроде дневниковых записей о том, что волнует и интересует?
Спасибо Пандочка. Мне повезло. Я как то сразу начала тебе подражать)))). И даже не то что подражать, но многому ты меня в свое время научил. И тут одним спасибо не обойтись…….
Петр, выражаю Вам огромную благодарность за Довлатова. Сознаюсь, я раньше только слышала мельком, но даже не представляла, какого это – читать его. А что делать? Способностей у меня нет. Уродоваться за девяносто рублей я не согласен…Ну, хорошо, съем я в жизни две тысячи котлет. Изношу двадцать пять темно-серых костюмов. Перелистаю семьсот номеров журнала «Огонек». И все? И сдохну, не поцарапав земной коры?.. Уж лучше жить минуту, но по-человечески!. Это из “Чемодана”, но, думаю, Вы и так знаете))) Ну, а Булгаков – это да… Четыре-пять раз перечитывала “Мастера и Маргариту”, но каждый раз – словно впервые. Пробовала ставить закладки, но бросила,… Читать больше »
Да, Довлатов шикарен, именно шикарен!
“Диета превратится в голодовку” – супер))))
Кстати, спасибо за первый совет, как-то об этом не думала…
И раскройте карты, Петр))) На какого писателя ровняетесь Вы?)))
Да тут секрета никакого нет: Довлатов и Булгаков. Два писателя, которых я буквально боготворю. У Довлатова невероятно легкий язык, во многих его произведениях каждое слово предложения начинается с разной буквы, и нет предложений, где бы было 2 слова на одну букву. Читать его обидно по одной причине – каким бы большим не было произведение, его проглатываешь моментально. Ну,а у Булгакова… Ну, это же Булгаков, гений, у него прекрасно все. 😉
Недавно я обнаружила, насколько по-разному представители разных национальностей представляют себе Маргариту. После первого прочтения у меня в голове сложился один образ, поговорила с одним человеком (иранцем, свободно владеющим русским языком, кандидатом филологических наук) – он говорит про Маргариту совершенно другое, т.е имеет в голове ее образ, совершенно отличный от моего. Читал он Булгакова, кстати, по-русски. Спросила у мужа (тоже иранца, но читал он М и М уже в переводе на фарси) – выдает описание третьего образа, отличного от двух предыдущих. Странно, не правда ли?
Я, наверное, какой-то ущербный поклонник Булгакова, но искренне скажу – я почти равнодушен и к Мастеру, и к Маргарите. Может быть потому, что их уютный мирок совершенно органичен, полноценен и закрыт для других? Или потому что Мастер так безупречен? Даже не знаю, мой любимый рассказ – “Псалом” и “Тайному другу”. Обожаю “Театральный роман”, в восхищении от свиты Воланда, а вот МиМ, увы… Не люблю. Поэтому у меня даже и образа какого-то нет даже(
Речь тогда о М и М зашла по причине того, что мы рассматривали и искали интересный женский образ для съемки клипа. Я била себя пяткой в грудь, что героиня песни должна быть похожа на Маргариту. Другие на меня смотрели непонимающим вглядом (вроде – а с чего бы она должна на нее быть похожа). Потом догадалась спросить о том, КАК именно они себе ее представляют. Ну и нашла, что совсем по-другому, чем я.
P.S опять зависла на вашем сайте… У меня уже в лексиконе есть слово “почитать Панду”, что значит “отдохнуть от работы и почитать что-нибудь полезное, относящееся к копирайтингу
дааааааа!!! Я про “Почитать Панду”))) Это как маршрут – Почта – ВК – Панда. Все чаще ВК пропускаю))
Ух ты, прикольная у вас аватарка появилась:_)
Да))) Только почему-то на черном фоне…
Ой, огромное спасибо, приятно слышать. Обязательно найду возможность и что-нибудь интересное напишу: есть пара бомбовых тем, но совершенно нет времени. И это я еще в отпуске, кстати)))))