Когда дети вырастают, они перестают рисовать на обоях. Они больше не облизывают кошек и не бегают с визгом за бабочками. Чем больше социализируется маленький человечек, тем меньше в нем остается внутренней свободы.
Тиски общественных рамок формируют из ребенка, живущего по своим собственным законам, миллиардного представителя секты «как все». Детская креативность и непосредственность уходят навсегда, уступая место тысячам табу и форматов.
Общество можно поздравить: еще одна жертва загнана в рамки социального стандарта. Еще одного социального робота успешно подготовили для выживания в обществе, которое боится тех, кто не вписывается в шаблоны толпы.
Крест креативного копирайтинга
Мы отлично понимаем копирайтеров, которые в какой-то момент перестают воевать за свою креативность, предпочитая регулярный хлеб стандартных текстов. Коллеги, которые искали нехоженые тропинки в профессию, однажды махали рукой и возвращались на оживленное шоссе. Нередко авторы, начавшие в профессии с карнавала и ярких костюмов, постепенно переодевались в мятые офисные рубашки с убогими галстуками.
Сочетание «креативный копирайтинг» звучит весомо, но на самом деле это утомительно, непредсказуемо и часто голодно. Хорошо быть креативным копирайтером, когда у тебя за плечами большие победы, серьезные проекты и всенародное признание. А ты попробуй быть креативным, когда работаешь на бирже и пишешь скромные заказы. Когда почти на каждую попытку «покреативить» получаешь тычки от клиентов и просьбы «не заплывать за буйки».
Первая проблема креативного человека
Помните про детей, которые перестают рисовать на обоях? С креативными копирайтерами происходят те же метаморфозы. Биржи и сайты фриланса с их системами отзывов – лучший стопор всякого креативного потока. Чтобы работать в системе, необходимо подстраиваться под ее правила и ломать свое «я». Всякие попытки делать что-то не по стандарту пресекаются клиентами. Им не нужен креативный копирайтинг, им в 90% случаев нужно «как у всех». Разве мы не правы?
Несколько отрицательных отзывов могут остудить кого угодно. Доказывать, что вы хотели как лучше, дело бестолковое и бесполезное. Раз обожжешься, второй, а затем плюнешь и начнешь писать про «динамично развивающиеся компании» и «лидеров в своей области». Так спокойней. Система построена на стандартах, воевать с ней – дело сложное и утомительное. Выдерживают далеко не все…
Помним, в самом начале карьеры мы так здорово получили по рукам от нескольких клиентов, что только чудом не отказалсись от дальнейших опытов на поприще креативного копирайтинга. Потом нам просто повезло: попался заказчик, которому понравились некоторые тексты, написанные еще в «креативную» эпоху. Расписались. Втянулись. Почувствовали вкус. Если бы не случай, отказались от креативных текстов почти наверняка, слишком уж было грустно и противно.
Вторая проблема креативного человека
Знаете, почему еще копирайтеры боятся быть креативными? Потому что это не особенно то и выгодно с финансовой точки зрения. Процесс плетения креативного копирайтинга – дело долгое и эмоционально затратное. Прежде чем ты выльешь что-то на бумагу, в тебе долго зреют идеи. Часто эти идеи настолько бурно вызревают, что не дают заниматься ничем другим.
Ты носишься с этим креативом, тратишь чертову уйму времени и сил, но не можешь гарантировать 100% попадание. В креативном копирайтинге грань между изящным текстом и трешем бывает очень тонкой. И не забывайте еще о клиентах, для которых этой грани может вовсе не существовать. Выбился из стандартов? Переделывай.
Антипод креативного копирайтинга – работа по схеме «клиенту понравится». Когда ты долго работаешь с текстами, то уже наверняка знаешь, как создать текст, который точно примут. Конечно же, текст будет как у всех. И что? Зато не нужно долго думать, рисковать, тратить силы. Сел – написал. А деньги те же.
Понимаете, к чему мы клоним? Креативный копирайтинг это авантюра с неясным результатом, которой всегда можно предпочесть сытые тексты про «динамичные компании». Не шедевры, но зато кормят наверняка. Тут задумается даже трижды креативный.
Эпилог
Быть креативным копирайтером всегда страшновато. А вдруг не поймут, не примут, не заплатят? Этих «не» набирается многовато для одного даже самого одаренного человека. И все-таки мы советуем вам не бояться. Да, первое время будет непривычно. Не исключаем, что далеко не сразу все начнет получаться. И все-таки пытаться стоит. Хотя бы потому, что именно «прокачка» креативного начала – лучшая гарантия, что вы не прокиснете и не порастете мхом в профессии.
Когда ты каждый день стараешься превзойти себя, найти необычные решения и по-новому подать даже самый скучный материал, работа становится настоящим удовольствием. Получать же удовольствие от своей работы, тогда как другие изнывают под ее тяжестью, – штука важная и привлекательная, согласитесь?! Если чувствуете зуд на кончиках пальцев, если вам стыдно писать два одинаковых текста, если вы всего полны идей, то креативный копирайтинг – ваша стезя. И крест. Не без этого…
Классное у Вашей статьи начало! Мне очень понравилось. И все правда, хотя в продающих текстах креативность до сих пор очень ценится. Правда, в разумных пределах все равно… Иногда просто боишься включать ее на полную катушку, чтоб потом не переделывать.
Всё правильно, к сожалению. Вот почему я сам и “завязал” с копирайтингом. Почти. Возможно, временно. Но сейчас зарабатываю на заказах по специальности – и интересно, и познавательно, и финансово лучше, чем вкалывать на биржах за гроши. Зуд на кончиках пальцев – чертовски знакомое состояние. И делать рерайт уже в лом.
Я новичок в этой деятельности, только вливаюсь в среду копирайтеров. Ваша статья показывает мне проблему, о которой я не задумывалась раньше. Немного тревожно.
Мне кажется, что спокойно можно совмещать и работу, и хобби. Даже более того, написание креативных текстов чередовать с написанием текстов “по шаблону”, как форму отдыха, так сказать “перезагрузки”. Пишешь, пишешь на заказ, устроил перерывчик – написал для души. И мозгам отдых, и в рутине не погрязнешь.
Жизненно. И не только для копирайтера. В других сферах творческим людям тоже сложнее всего зарабатывать, например музыкантам, художникам. Поэтому это все остается на уровне хобби
Дело в том, что заказчики сами давно разучились “рисовать на обоях” и облизывать кошек…. Я нашла в сети свои собственные материалы 2005-2006 года выпуска. Тогда я даже не называла себя копирайтером, хотя (спасибо Пелевину) знала о существовании этой профессии. Так вот, ТЕ тексты были куда лучше, чем работы, что пишу сейчас. Лучше потому, что писала я их не за деньги, а за возможность публиковаться и получать “плюшки” вроде билетов на концерты. Это было хобби. А сейчас выполнение заказов а-ля “Сантехника оптом” и рерайт текстов для серьезной консалтинговой компании не предполагает полет фантазии. Им нужно четко, умно и по делу. Но… Читать больше »
Я только ЗА креативные мысли в статьях, но часто заказчик выдает определенный шаблон и приходится ограничивать свои возможности. Соглашусь, что именно финансовая сторона оказывает большое влияние на мою работу. Но иногда попадаются и задания, без каки-либо ограничений. Жаль, что таких очень мало.
Копирайтеры боятся выделиться, так как бояться, что заказчику может не понравится оригинальный стиль написания, но в большинстве случаев именно креативность спасает положение и именно этого копирайтера заказчик возьмет к себе в команду. А серая масса останется без заказов. Хотя бывает и наоборот. Смотря какой заказчик.
Возможно я не права, но мне кажется, что бьющий через край креатив уместен только в художественных произведениях, а в рекламных текстах, написанных на заказ, важен набор каких-то немного завуалированных шаблонов, те, которые работают.
Полностью согласен с тобой!
Пока читал статью, как будто глядел в зеркало! Сказал бы даже так: “твои статьи,как зеркало души” (для меня по крайней мере).
Всё написано точно, и как будто про меня.)) В принципе, поэтому и перестал работать на биржах – пошли они со своими стандартами, и ё….ми шаблонами!
Спасибо Панда за поддержку!