Схем написания статей не так уж много, ошибиться здесь сложно. Люди, вовсе не знакомые с основами журналистики, все равно рано или поздно доходят до какого-то удобного алгоритма работы.
Разница лишь в том, что если не знать, как написать статью «по науке», придется идти сложным путем ненужных ошибок и заблуждений. Если же первым делом выучить теорию, можно сэкономить массу времени и нервов.
Предлагаем вам один раз внимательно прочитать это руководство, чтобы навсегда закрыть для себя все вопросы и переживания относительно схем, структуры, шаблона, плана статьи и так далее.
Идеально, если вы положите страницу в закладки, чтобы возвращаться к ней в минуты душевной смуты и сомнений. Поскольку нами написана не одна тысяча статей, просим верить фактам и рекомендациям. Только нужное, проверенное и действительно важное.
Этап первый: заготовка фактов
Написание любой статьи начинается со сбора всех фактов в одном месте. Позже, когда вы научитесь создавать статьи «на автомате», факты и важные сведения можно будет держать в голове. Пока же, во избежание взрыва мозга, рекомендуется выписывать их на тот же лист, где будете писать статью. Затем, по мере их упоминания в тексте, факты можно вычеркивать.
Повторимся, ни в коем случае не оставляйте в голове «заначку» из фактов и идей. Мысли, не занесенные на бумагу, будут требовать от вас части внимания для их удержания в голове. Следовательно, вы будете думать уже не о том, как написать сильную статью, а как что-нибудь не упустить. Выписали. Забыли. Сосредоточились только на статье.
Небольшой совет. Если фактов или идей слишком много, не старайтесь «вбить» их в материал на обязательной основе. Нормально, если у вас будет, скажем, 50 % информации обязательной к употреблению и 50 % «расходной» информации, которой можно пренебречь в случае чего.
Начинающие авторы часто пытаются написать статью, используя вообще все, что нашли и наметили. Как итог – статья превращается в поток сумбура и набор фактов без фундамента, теряет свою органичность и естественность. Смело жертвуйте чем-то, это допустимо.
Этап второй: шаблон статьи
Теперь, когда мы собрали факты и идеи, осталось понять, как же конкретно мы будем писать статью. Вернее, какой шаблон повествования мы будем предлагать читателю. Давайте условимся, что рассматривать мы будем самые простые виды статей: информационные, аналитические или проблемные. Что вам ближе, то и берите.
Ниже наброски десятка наиболее ходовых шаблонов статей в Рунете. В принципе, их достаточно практически для любого случая.
Хватит с головой. Если не хватит, можно придумывать что-то свое. Вам осталось выбрать наиболее подходящий шаблон для написания статьи, чтобы перейти на следующий этап.
Небольшой совет. Для подготовки материала обычно достаточно трех главных способов написания. Способ первый – принцип перевернутой пирамиды. Работает следующим образом: сначала раскрывается самая важная идея статьи (в первом же абзаце), а затем идет уже расшифровка и менее важные детали. Способ второй – постепенное вовлечение (название авторское). Работает следующим образом: сначала втягиваем читателя в чтение, а затем, где-то на 3-5 абзаце даем главную идею или проблему, которую затем и раскрываем. Способ третий – равномерная подача информации (название авторское). Работает крайне просто: преподносим читателю какую-то идею или проблему на протяжении всей статьи.
Этап третий: план текста
Что мы имеем на этом этапе? Какие-то факты, идеи, наброски и прочие обрывки, из которых нужно будет соткать полноценный текст. А еще – мы уже знаем, по какому шаблону будет написан наш текст. Осталось все это собрать воедино и зафиксировать на бумаге.
На втором этапе мы рассортируем факты по своим местам, чтобы нам было проще в них ориентироваться. Лучше один раз составить добротный план статьи, чем потом метаться по материалу, сшивая его на скорую руку.
К примеру, вам нужна заметка по истории возникновения письменности. Будет хорошо, если вы сделаете заготовку вроде этой:
Не рекомендуется при написании статьи план раздувать на 100 пунктов. Запутаетесь. Наметьте основные вехи, в рамках которых и будете работать. Почувствуете желание углубиться, легко расширите какой-то из пунктов изнутри. Это проще, чем на ходу что-то придумывать и менять всю схему написания статьи.
После окончания какого-то пункта плана его можно вычеркнуть, так же, как факты и идеи, с ним связанные. Так вам будет проще.
Небольшой совет. Не тратьте времени на чистовую доводку материала в процессе первичного написания статьи. Просто пишите, как пишется. Редактировать, придумывать шикарные названия подзаголовков и заголовков будете потом. Пока нужно всего лишь очертить контуры статьи и набить ее основным содержанием. Просеивать будем позже.
Этап четвертый. Черновик
У нас есть план статьи и понимание того, как мы будем ее писать. Осталось самое простое – сесть и вылить на бумагу все без остатка. Просто пишем и пишем.
Небольшой совет. Если какие-то предложения или целые абзацы кажутся вам не слишком удачными, заведите для себя систему знаков-помощников. Объясним. Например, если предложение чем-то не нравится, после него можно ставить значок «?». Если нужно дополнить абзац, но пока в голову ничего не идет, после абзаца можно ставить что-то вроде скобочек с пометками (рассказать о N) или (нестыковка фактов, перепроверить).
Этап пятый. Заголовок и подзаголовки
Во многих сетевых инструкциях по написанию статей предлагается делать заголовок в самом начале. Мы бы не сказали, что это верный метод. Если заранее сделать заголовок, он так или иначе будет корректировать развитие материала. Вы начнете оглядываться и соображать, идет ли ваше повествование в рамках заголовка или нет. Это уже чересчур. Позвольте материалу литься свободно. Как поведет, так и пишите.
И только после того, как у вас будет готовый черновик, можно задуматься о заголовках и подзаголовках. Терять запал на эту работу в процессе написания не нужно.
Небольшой совет. Накидайте несколько вариантов заголовков и оставьте их на какое-то время «в одиночестве». Когда закончите редактуру и вычитки, вернитесь к заголовкам. Вы уже несколько отвлечетесь, потому сможете посмотреть на варианты свежими глазами.
Этап шестой редактура и вычитка
И вот теперь, когда у нас есть уже статья, которая нам более-менее нравится, когда появились заголовки и подзаголовки, осталось сделать финальные правки. Нещадно проходим по всему материалу, вычеркиваем лишнее и второстепенное. Знаем, больно. Если же заработок зависит от числа знаков, то еще и убыточно.
И все же нужно научиться отсекать второстепенное. Это как с морковью: если не прополоть, нарастет целое поле слабых и маленьких морковок. Не жалеем слабых букв во благо боле сильных.
Этап вычитки – это последний, самый важный штрих. Не будем долго задерживаться на этом этапе, тем более что теме вычитки посвящена отдельная статья. Прочитайте лучше сами. Скажем лишь, что научиться вычитывать лучше вслух. Так неточности и ошибки ловятся легче.
Небольшой совет. Когда будете редактировать, следите, чтобы ни один из вопросов не остался открытым. Обращайте внимание на размер и содержание абзацев. Следите, чтобы абзацы были не слишком большими (так неудобно читателю) и были логически законченными.
На этом сборник рекомендаций по написанию статьи можно закрывать. Помните, что вы не вечно будете работать по бумажке: со временем ваш мозг адаптируется к такому формату работы, и через какое-то время план будет уже самостоятельно удерживаться в голове. Нужно лишь начать тренироваться, и вскоре результаты будут явными.