А ведь это уже даже не смешно. Практически каждую неделю нам приходят письма от копирайтеров, которые просят «расшифровать», что нужно от них клиенту.
В последнее время такие письма стали приходить все чаще. Это пугает.
Небольшой пример, чтобы вы поняли:
Клиент написал, что ему нужен такой-то текст с такими-то требованиями. Я просто в шоке. Что ему нужно? У вас же большой опыт, объясните!
Подобные вопросы также нередко выносятся на форумы копирайтеров или обсуждаются в группах социальных сетей. Оказывается, тысячи авторов попросту боятся спрашивать клиентов напрямую и предпочитают гадать.
У меня есть сразу четыре новости к авторам, которые узнали себя:
Простите, но боязнь написать и запросто спросить становится уже какой-то ненормальной фобией. Что самое интересное, предпосылки для такого поведения тоже ненормальны по своей природе.
Мы знаем две причины, по которой копирайтеры не пишут клиентам:
Причина первая. Я буду надоедать клиенту, а за это он меня разлюбит
Следует читать: Я – пешка, как я смею отвлекать Такого Важного Человека?!
Стоп. Что у вас с самооценкой, ребята? Вы – творческие люди или попрошайки в переходе? Если все же первое, то никогда и никого не бойтесь. Вам нужно – значит, спросите.
Да, по каждой запятой дергать никого не нужно, но собрать пул нужных вопросов и отправить клиенту – это вполне нормально. Даже – правильно.
Скажем по собственному опыту: перед каждым заказом клиенты заполняют достаточно большой бриф. Это обязательное правило. А после брифа нередко еще идет переписка в 5-10-20-30 писем с уточнениями. Часто – еще и созваниваемся дополнительно.
Мы совершенно не представляем, как можно не задавать вопросов, особенно если работа идет без брифа. Это же нонсенс. Разве что продолжателям дела Ванги такое под силу.
Причина вторая. Если я буду задавать вопросы, меня посчитают слабаком.
Следует читать: Я настолько хочу доказать, что я крут и идеален, что просто не могу позволить себе задавать вопросы.
Господа, а хотите пример из жизни?
Когда-то давным-давно некто работал в одной компании. Ему очень интересно было наблюдать за тем, как по-разному реагируют стажеры и уже опытные сотрудники на задания директора, которые он раздавал на планерке:
Молодые сразу спешили сказать «все понял», хотя по глазам было видно, что ничегошеньки они не поняли. В их спешке было что-то потешное и нереальное. Они словно боялись, что их уличат в дилетантизме.
Люди же опытные и жизнью битые не стеснялись расспрашивать о каждой мелочи. Опытные сотрудники не носили самодельных корон, не считали себя великими и не хотели ничего никому доказать. Они просто хотели сделать свою работу идеально, а потому вникали в суть.
Спрашивать нужно. Это нормальноВ копирайтинге то же самое. Своей поспешностью согласно кивнуть вы сами выдаете в себе дилетанта. Это видно со стороны, хоть вы и не хотите это показывать.
Не торопитесь кивать. Не торопитесь браться за работу, пока не выяснили всех деталей. Работа по ясной схеме – признак профи, работа наобум – признак дилетантизма.
Друзья, не бойтесь говорить с клиентами. Не бойтесь показаться энтузиастом. Если человек адекватен, он ответит на вопросы. Мало того, он будет рад, что вы спрашиваете. Наши клиенты, например, очень обижаются, когда мы не засыпаем их вопросами.
Кстати, мы совсем забыли сказать: когда вы не имеете нормальной обратной связи, то и тексты выходят пустыми. Сложно написать хороший текст одними догадками. Для хороших текстов нужна уверенность автора ( это придает сил) и факты. Естественно, ни того ни другого в «текстах наугад» просто нет.
Спрашивать – это нормально и даже полезно, всегда помните об этом.
Добра вам!
А вот меня именно из-за лишних вопросов и не любит заказчик. Он думает, чтоя тупая если не понимаю чего он хочет. Спасибо Петру за брифы, стало намного легче работать!
Очень корректное замечания, с которым полностью согласен. Лично я считаю что так поступать не следует, хотя бы по той простой причине, что копирайтер, который взял заказ, в первую очередь должен заботится о том как правильно его сделать/оформить, а не о своей репутации и тому подобное. Если копирайтер выполняет заказы клиентов правильно и именно то, что клиенту нужно, то на этом и будет его репутация строится. Все будут отзываться о нем хорошо, о том что он, так сказать, знает свое дело. Лично я этим не занимаюсь, но считаю что если взялся за работу, то будь добр сделай ее как от тебя… Читать больше »