Одна из наиболее типичных ошибок новичков в копирайтинге – игнорирование простых заказов. И это очень нецелесообразно, поскольку пока у вас нет опыта, серьезную работу получить будет достаточно проблематично. Ничего не поделаешь, остается лишь набраться терпения и «набивать руку» на простых и дешевых заказах.
Впрочем, здесь есть и плюсы. Например, вам будет где себя проявить, ведь заказчики ознакомятся с вашим уровнем при выполнении как раз такой работы. Теперь вы понимаете, как важно сохранить высокое качество в любом, даже самом низкооплачиваемом заказе?
Более того, если вы решили стать профессиональным копирайтером, то должны понимать, что лично отвечаете за собственную репутацию и сами зарабатываете себе рейтинг.
Вторая ошибка начинающих копирайтеров, как ни парадоксально, прямо противоположна первой: новички часто боятся отказывать. Будучи неофитом, естественно, можно браться даже за самую низкооплачиваемую работу. Зачем? Если не устраивают деньги, то хотя бы только ради опыта. Время проходит, вы набили руку, узнали множество нюансов и секретов копирайтинга и... Правильно, стали вполне оправданно повышать цену на свои услуги.
И как раз на этом отрезке возникает очередное противоречие между «низами, которые не хотят…» и «верхами, которые не могут…». Заказчики уже привыкли к прежним расценкам, и новые им совершенно не подходят – такова уж работа во фрилансе и, тем паче, в копирайтинге. Таким образом, вы оказываетесь между зубьев дилеммы: и отказать старым заказчикам – не очень-то приятно, но и их цена уже слишком низка для вас. Что делать в таком случае?
Вывод: не стесняться отказывать! Но делайте это корректно, деликатно, не выдумывая «правдоподобных» причин. Тем более, что менять дешевую работу на более прибыльные задания нужно только в том случае, если есть перспектива длительного сотрудничества. Делать это ради одноразовой работы и случайного заказа – отнюдь не самое удачное из решений. Потерять заказчика – легко, а вот обзавестись новым (и постоянным) – нет ничего сложнее.
Низкая оплата, конечно, не слишком-то способствует повышению самооценки или заметному улучшению своего финансового положения. Нередко мизерные расценки становятся своеобразным индикатором вашей неуверенности в себе, показателем отсутствия веры в своих силах. Если все это имеет место – значит, вы, возможно, не совсем правильно себя предлагаете.
Не набивать цену, но и не демпинговать
На практике получается так, что вы сами заставляете заказчиков поверить, что ваши материалы и их стоимость – это все, на что вы претендуете и чего вы заслуживаете. Нужно не бояться заявлять о достойных вас расценках, а для этого нужно постоянно работать над собой и развивать свой стиль. Уверенность в себе приобретается с опытом, поэтому можно пока усовершенствовать эту черту для того, чтобы в дальнейшем адекватно оценивать уровень своей работы и оплату, которой вы действительно достойны.
Не поленитесь пересмотреть свои архивы, вдумчиво проанализируйте, какие заказы и как вы выполняли, хорошо ли отзывался о них заказчик и чем вы смогли бы быть полезны для того или иного проекта. Не стоит себя недооценивать, тогда и другие будут вас ценить! Да, в копирайтинге вы новичок, да – совершаете ошибки, но это нормально. Так начинали все без исключения. Помните: только тот петух громко кукарекает, который силен и способен защитить свой курятник.
Некоторые из более опытных коллег иногда советуют новичкам самим просить заказчиков нанять их для работы. Пожалуй, совет, скорее, вредный. Дело в том, что никто не любит навязчивость. Начинающий копирайтер не должен навязываться клиентам и упрашивать их отдать ему тот или иной заказ. Скорее, он должен уметь подать себя и свои умения так, чтобы работодатель захотел выбрать именно его.
Несколько слов напоследок
Естественно, это далеко не все ошибки новичков, которые можно допустить в копирайтинге. На пути к статусу и серьезным заказам достаточно сложностей, но так бывает в любой профессии. Начинайте с малого: искореняйте то, что в силах искоренить. Работайте над собой и своим поведением с клиентами, и вскоре вы обязательно заметите прогресс.
Успехов вам!