Здравствуйте, дорогие друзья!
Чтобы вы сказали о поваре, который украшает бифштексы взбитыми сливками, а в эклеры добавляет жареный лук? Полагаю, вам вряд ли бы захотелось отведать эти кулинарные шедевры.
Проблема в том, что начинающие авторы часто делают из своих статей такие же неаппетитные блюда. Для этого они смешивают воедино сразу несколько литературных стилей, вызывая у читателей смех и недоумение.
Чтобы никогда не допускать подобных ошибок, давайте разберемся, что такое стили, какие они бывают и когда их следует применять.
Литературные стили — это то, как принято писать или разговаривать в различных сферах человеческой жизни. Например, наше письмо приятелю, реферат для ВУЗа и заявление на отпуск получатся очень не похожими друг на друга. В каждом из этих случаев мы будем пользоваться разными словами и выражениями, по-разному строить предложения и доносить свои мысли.
Филологи насчитывают пять литературных стилей:
Этот стиль используется для устного общения с другими людьми. Главная его особенность — спонтанность: мы просто говорим то, что хотим сказать. Таким же способом мы общаемся по телефону или в социальных сетях. Узнать разговорный стиль можно по небрежности, по употреблению просторечий и жаргона.
Разговорным стилем копирайтеры пользуются редко. Чаще всего им пишут заказные отзывы или оплаченные посты на форумах. Но иногда его употребляют и в рекламе, чтобы вызвать доверие у определенной аудитории. Например:
Братан! Купи у нас эту печатку с черепом и будешь самым крутым пацаном на районе!
Ой, девоньки! Я вчера такую помаду взяла — вы упадете! Щаз расскажу подробнее....
Увы, но такие тексты обычно выглядят фальшиво и доверия совсем не вызывают.
Стиль, как понятно из названия, используется в художественной литературе: романах, рассказах и стихах. Его предназначение — развлекать читателя и вызывать у него определенные чувства. Стиль отличается эмоциональностью, употреблением обширного словаря и специальных приемов: эпитетов, метафор, гипербол и.т.д.
Художественным стилем копирайтеры также почти не пользуются. Единственное исключение — сторителлинг, то есть подача информации с помощью историй.
Это стиль научных статей, учебников и диссертаций, а его предназначение — точно передавать и доказывать информацию. Узнать его можно по обилию научных терминов и логическим построениям.
Копирайтеры пользуются этим стилем в текстах околонаучного характера, например, на тему медицины. Однако даже в таких случаях желательно писать научно-популярным стилем, который понятен широкой аудитории. Второе применение — это написание на заказ рефератов, курсовых работ или диссертации (да-да, такое тоже бывает).
Это стиль документов: приказов, договоров, должностных инструкций и прочих бюрократических бумажек. Главное требование к таким текстам — точность и юридическая грамотность, не допускающая двоякого толкования. За несколько веков у этого стиля выработались свои отличительные признаки: обилие канцелярита, использование длинных и громоздких предложений.
Копирайтеры пользуются этим стилем, если специализируются на юридических текстах. В остальных случаях его нужно бояться как огня, поскольку он делает тексты сложными для восприятия.
Это самый главный стиль копирайтеров и журналистов: именно им написано большинство статей в печатных изданиях и в интернете (в том числе и эти уроки). Он же используется и при создании рекламных текстов, хотя рекламный стиль иногда выделяют как отдельный вид.
Задача публицистического стиля — доступно передавать мысли и воздействовать на читателя. Его отличительные особенности — логичность, понятная лексика, учет интересов аудитории.
Для чего этот стиль нужен копирайтеру? Для всего! С его помощью пишут обзоры товаров и критические заметки, пошаговые инструкции и кулинарные рецепты, аналитические статьи и пресс-релизы. Стиль одинаково хорошо работает и в продающих текстах, и в информационных статьях.
Поскольку сегодняшний урок получился большим, то приведем в конце маленькую шпаргалку:
Светало. Ласковое солнце поднималось над Северо-Восточным административным округом Москвы, освещая дома и автомобили отечественного производства. Стайки птиц из отряда воробьиных весело щебетали в кронах деревьев из семейства мальвовых, доставляя радость чувакам допризывного возраста.
Не надо так.
А на сегодня все. Всем добра!
Предыдущий урок - О грамотности
Следующий урок - Ритмика текста
Сколько статей читаю – столько смеюсь))) “Снимаю шляпу” перед вашим талантом, превратить информационный материал в развлекательный!
Поскольку сегодняшний урок получилась большой… подправьте, закралось. Видимо начало было другим.