Здравствуйте, дорогие друзья!
Возможно, вы замечали, что даже статьи на одну и ту же тему мы читаем по-разному. Некоторые мы «проглатываем» за один присест. Через другие продираемся с трудом: текст нагоняет на нас неудержимую зевоту и на нем сложно сосредоточиться. Довольно часто причина в том, что одни авторы умеют работать с ритмикой текста, а другие нет.
Что такое ритмика? В широком смысле — это то, как чередуются некие элементы. Например, в музыке — это ноты разной длительности, а в поэзии — ударные и безударные слоги.
В наших статьях ритм создается с помощью предложений. Теперь давайте посмотрим, как из этих «нот» построить приятный для чтения текст.
Когда мы впервые видим статью, то обычно сразу можем определить, насколько легко ее будет читать. Нам даже не нужно погружаться в содержание — достаточно лишь пробежаться глазами по странице.
Если предложения в статье тянутся в бесконечность, то и текст будет трудным для восприятия. Из-за длинных предложений он становится тяжелым и медлительным, а чтобы его захотелось прочитать, нужна очень сильная мотивация.
Кстати, в таком стиле обожают писать всякие чиновники-бюрократы. Им не нужно заботиться об удобстве читателя, поскольку люди просто вынуждены вникать в их писанину.
Короткие предложения делают текст энергичным и легким. Так пишут популярные журналы и развлекательные сайты, рассчитанные на широкую аудиторию. Поэтому, чтобы ваши статьи с удовольствием читали, старайтесь делать предложения короткими.
Однако не стоит впадать в другую крайность и строить статью из предложений-обрубков. Такой текст создает ощущение суеты и спешки, а читатель быстро устает и путается в содержании.
Считается, что средняя длина предложений должна быть около 12 слов. Но это не аксиома — здесь нужно полагаться исключительно на хороший вкус.
Статья, составленная из одинаковых по размеру предложений, выглядит скучной. Ни одно из них не притягивает к себе внимания, и читатель постепенно начинает отвлекаться. Такой текст усыпляет, словно стук колес поезда или маятник в руках гипнотизера.
Чтобы избежать монотонности, нужно чередовать предложения разной длины. Следите за тем, чтобы ритмика вашего текста была всегда неожиданной для читателя. Написали большое предложение? Отлично! Теперь поставьте короткое. Потом два предложения средней длины, а после них — что-нибудь длинное и закрученное, в духе русских классиков XIX века.
Чередование ритма — это не самоцель. Не стоит ради этого жертвовать смыслом и создавать всякие неуклюжие и вычурные предложения. Пишите естественно и просто отслеживайте, как течет ваш текст. Со временем вы научитесь чувствовать ритм и выстраивать его автоматически.
Лучший способ проверить ритмику текста — прочитать его вслух.
Где-то споткнулись? Не хватило дыхания? Значит, в этом месте что-то нужно упростить: разбить длинное предложение на пару коротких или изменить порядок слов.
Отвлеклись и потеряли нить повествования? Попробуйте в этом месте разнообразить ритм или добавить каких-нибудь ярких слов и выражений.
На этом все. Всем добра!
Предыдущий урок - Стили текста
Следующий урок - Вода в тексте
Ответить