Здравствуйте, дорогие друзья!
Это будет наш последний разговор о стилистике. Мы уже знаем о пяти литературных стилях, о ритме, воде и речевой избыточности. Для полного счастья нам осталось одолеть двух чудовищ — штамп и канцелярит. Сегодня мы разберемся, кто они такие, как выглядят и как с ними бороться.
Штампы — это устойчивые выражения, которые кочуют из текста в текст в неизменном виде. Например:
Этим фразам очень не повезло. Когда-то давно они считались свежими и оригинальными, а тот, кто использовал их впервые, был настоящим гением. Но с годами из-за частого употребления они утратили свой блеск и перестали вызывать в читателях эмоции.
Такие же затертые и протухшие от времени выражения есть и в рекламе:
Современный человек слышал эти фразы столько раз, что уже перестал видеть в них хоть какой-то смысл. Сегодня они просто захламляют текст, делая его безликим и неубедительным.
Найти этих «вредителей» легко. Если некое выражение кажется до боли знакомым, то, скорее всего, перед вами штамп. Кстати, «до боли знакомый» — это тоже он.
Если есть сомнения, то вбейте подозрительную фразу в Яндекс и посмотрите, как часто ее используют. Например, выражение «сомнительное удовольствие» встречается 11 миллионов раз, а «играет важную роль» — аж 51 миллион. Впрочем, обычно такая проверка не нужна.
Избавиться от штампа можно тремя способами:
Но совсем избежать штампов вряд ли удастся. Многие из них настолько вошли в наш язык, что мы перестали их замечать. А в некоторых случаях лучше использовать всем понятное и знакомое выражение, чем отвлекать читателя от содержания статьи излишним креативом.
Канцелярит — это ближайший родственник штампа. Так называются устойчивые слова и выражения, которые используют в своей речи бюрократы. По какой-то неведомой причине они не могут просто взять и написать: «он участвовал» или «он был пьян». Нет! Вместо этого они обязательно напишут «он принимал активное участие» и «он находился в состоянии алкогольного опьянения».
Некоторые думают, что такой чиновничий стиль придает статье солидности. Но в действительности из-за канцелярита текст становится «водянистым», скучным и тяжелым для восприятия. А читатели, увидев в статье обилие всяких «казенных» словечек, часто просто закрывают страницу.
Бороться с канцеляритом несложно. Например, вы нашли в своем тексте выражения «осуществлять деятельность» или «принять меры по обеспечению». Теперь подумайте: какие слова вы бы использовали в письме к другу, на форуме или в социальных сетях? Как все это сказать по-человечески?
Например:
Наш магазин осуществляет свою деятельность с 2001 года. --> Наш магазин открылся в 2001 году.
В случае зубной боли необходимо принять меры по обеспечению своевременного посещения ребенком стоматолога. --> Если у ребенка заболел зуб, немедленно отведите его к стоматологу!
Бороться со штампами и канцеляритом, безусловно, нужно. Однако не стоит «включать параноика» и часами раздумывать над каждым словом: «А вдруг это штамп? А вдруг это канцелярит?». Нет, все гораздо проще: заметили — исправили. Со временем вы научитесь делать это автоматически.
Если же не удалось сходу придумать для штампа или канцелярита подходящую замену, то часто будет проще оставить все как есть.
А на сегодня все.
Всем добра!
Предыдущий урок - Речевая избыточность
Следующий урок - SEO-тексты Виды ключей и метатегов
Ответить