Здравствуйте, дорогие друзья!
Сегодня мы поговорим о видах информационных статей и об особенностях их создания.
На самом деле разновидностей у них целая куча. Сюда входят и интервью, и аналитика, и кейсы, и очерки, и многое другое. Кроме того, свою классификацию вам с радостью предложат все более или менее известные копирайтеры.
Чтобы не путаться, рассмотрим только пять видов статей, с которыми начинающие авторы сталкиваются чаще всего. Тем более что эти виды составляют львиную долю всего интернет-контента.
Задача обзоров — помочь читателю сделать правильный выбор. Автор разбирает особенности некого предмета, находит его плюсы и минусы, выясняет, кому и для чего он подходит. При этом обозревать можно что угодно: товары, услуги, игры, фильмы, курорты, домашних животных и политические партии.
В обзорах важна объективность. Если автор говорит только о плюсах, у него получается реклама, а если только о минусах — критика. Чтобы статья была по-настоящему полезной, предмет нужно рассмотреть со всех сторон. Но тут, естественно, многое зависит от требований заказчика.
В обзорах не просто перечисляют факты, а помогают читателю сделать из них вывод. Например:
Факт: Этот пляж галечный.
Вывод: Вода возле берега чистая, но по камням неприятно ходить. Возьмите с собой тапочки!
Факт: Экран фотоаппарата изготовлен по технологии OLED.
Вывод: Изображение хорошо видно даже при попадании прямых солнечных лучей.
Представьте, что после каждого факта читатель вас спрашивает: «И что мне с того?». Вам нужно ему объяснить, почему это важно (хорошо, плохо, интересно и.т.д.).
Структура обзора определяется темой. Например, для курорта план будет таким:
В статье про аквариумных рыбок структура будет примерно такая:
У обзоров есть две разновидности:
Такие статьи состоят из нескольких мини-обзоров, которые желательно писать по одному и тому же плану.
Это не самый распространенный вид статей, но зато один из самых простых. По сути, это обычное перечисление неких событий в хронологическом порядке. С помощью повествования описывают исторические события, биографии, истории компаний и их продуктов. Также оно помогает проиллюстрировать статью каким-нибудь интересным примером из жизни.
Повествование (сейчас его иногда называют «сторителлингом») написать легко. Но чтобы статью с удовольствием читали, нужно придерживаться трех принципов:
Например:
Мы основали компанию в 2005 году, когда еще были студентами.
Самое интересное в том, что...
Первое время у нас не было своего помещения, и мы работали в одном местном кафе. Сначала официантки на нас ругались, но потом мы с ними подружились. А одна их них даже вышла замуж за нашего вице-президента.
Естественно, саму вспомогательную фразу писать не надо.
Эта статья отвечает на вопрос «как?» и объясняет читателю, как что-нибудь сделать. Например:
Статьи-руководства бывают двух типов:
В этих статьях по порядку описывают действия, которые приведут к нужному результату. Самый известный вид пошаговых инструкций — кулинарные рецепты.
Для каждого шага можно написать:
Сразу все эти пункты использовать, конечно же, не обязательно.
Иногда руководство делят на отдельные инструкции. Например, в статье «Как положить деньги на телефон» у нас будут разделы про терминал, платежные карточки и банкомат. А в статье «Как стать фрилансером» отдельно нужно написать о копирайтерах, дизайнерах и программистах.
К этому же типу относятся статьи:
Для всех вариантов пишем свою маленькую пошаговую инструкцию. При этом желательно объяснять достоинства и недостатки каждого метода.
Новостные статьи рассказывают о прошедших, текущих или предстоящих событиях. Прежде всего, это формат газет и новостных порталов, но к этому же типу относятся пресс-релизы и анонсы. Новости обычно пишут в нейтральном стиле, без авторских оценок и уж тем более без рекламы.
Главная особенность таких статей — пирамидальная структура, помогающая читателю экономить время. Автор сначала рассказывает главное, а потом постепенно углубляется в детали. У некоторых газет есть свои стандарты новостей, но в основном все придерживаются такого порядка:
Ученые из Кембриджского университета доказали, что у динозавров могло быть цветное зрение. Выяснилось, что у птиц и черепах, имеющих общего с динозаврами предка, сохранился ген, отвечающий за синтез красного пигмента в сетчатке.
В лиде нужно ответить на вопросы: кто? что сделал? где? когда? зачем? Иногда в первом абзаце указывают источник информации.
Некоторые новички боятся новостей и пресс-релизов, как огня. В действительности, это один из самых легких видов текста. Он не требует ни изысканного стиля, ни индивидуального подхода к структуре, а лишь здравого смысла и следования фактам. Журналисты, набившие руку, способны писать десятки новостей в день.
Этот вид стал популярен из-за развития поисковых систем и SEO-текстов. В таких статьях мы просто отвечаем на вопросы читателей, которые они задают Яндексу или Гуглу. Например:
Простого ответа на вопрос часто недостаточно. Во-первых, статья может получиться слишком короткой, а во-вторых, пользователь, скорее всего, не будет удовлетворен ответом.
Например, читатель спрашивает «Почему блины сухие и ломаются?». Логично предположить, что его, прежде всего, интересует, как этого избежать. А значит в статью нужно добавить инструкцию «Как готовить блины, чтобы они не были сухими и ломкими».
Отвечая на вопрос, подумайте, как преобразовать статью в другой формат: обзор, повествование, руководство или новость.
А на сегодня все.
Всем добра!
Предыдущий урок - Как сделать статью интересной?
Следующий урок - Элементы продающих текстов
Ответить