• Новая книга Петра Панды "Копирайтер, расти!" Уже в продаже
  • Х
    • Мой профиль в Google+
    • Мой профиль Вконтакте
    • Facebook
    • Мой профиль Twitter

    Копирайтинг: 5 типов заказчиков

    Автор: Июль - 2014 | 8 комментариев | Требует вдумчивого чтения

    Screenshot_25

    Заказчик может стать для копирайтера как прекрасным союзником, так и врагом похуже Аль-Каиды. Все зависит от того, что за человек с вами работает, и как он относится к копирайтерам и копирайтингу вообще. Здесь полно моделей поведения, разобраться в которых мы попросту обязаны.

    Я постараюсь не касаться сегодня вопросов ценообразования и регулярности оплаты, хотя, признаюсь, дастся мне это не так просто. И все же давайте оставим финансы на следующий раз, заострив наше внимание только на психологии поведения заказчика.

    В результате долгих размышлений и погружений в транс мне удалось выявить пять типов заказчиков, с которыми время от времени меня сталкивает работа. Дабы не затягивать вступление, приглашаю к знакомству.

    «Идеальный»

    К счастью, идеальных клиентов предостаточно. Что я понимаю под словом «идеальный»? Это клиент, который вполне справедливо полагает, что сапоги должен шить сапожник. Он доверяет копирайтеру и не пытается влезать в творческий процесс. Совсем идеальный заказчик – тот, который уже заранее создал некие тезисы к материалу, в рамках которых и происходит работа. Работать с «идеальными» легко и приятно, особенно в том случае, если копирайтер не ловит мух и знает свое дело.

    «Вспомнивший»

    Как правило, работа с заказчиками из этой группы начинается со слов – «Не знаю, на ваш вкус что-нибудь сами напишите». Все самое интересное начинается сразу после сдачи материала. «Неожиданно» выясняется, что от вас ждали совсем не того.

    То есть изначально пожеланий не было никаких, но как только появилось что-то, от чего можно отталкиваться, сразу же забурлили правки. Это не плохо и не хорошо. Скорее, просто нормально – у заказчика полно своих дел, он и не обязан знать и предвидеть все наверняка. Предположу даже, что он ждал пробного шара, чтобы начать нормальную игру. По сути, вы разбудили в нем воображение, наличие коего – уже существенный плюс.

    «Исправляющий»

    Верьте, большинство представителей этого типа обладают скрытым писательским талантом. Иначе чем объяснить буквально маниакальную тягу таких людей к исправлениям в тексте? И ладно, если бы перекраивались целые абзацы или кардинально менялась структура текста. Это еще можно как-то понять и оправдать.

    Увы, правки «исправляющих» даже нельзя косметическими. Скорее, обычный процесс обмена шила на мыло. Вместо «скоро наступит праздник» вставляется что-то вроде «в ближайшее время ожидается торжество». А «навыки владения компьютером» превращаются в «уверенное пользование ПК». Правки ради правок. Особого смысла я в этом не вижу, но если кому-то нравится, то почему бы и нет. Лишь бы не доходило до крайностей.

    «Удаляющий»

    Пожалуй, самый сложный тип заказчика. Вероятно, когда-то таким клиентам внушили, что все копирайтеры – форменные лоботрясы и бездарности, которых нужно сразу поставить на место. Такие люди, полагаю, даже у Достоевского бы не приняли, смело вычеркнув добрую половину текста.

    Характерны «удаляющие» тем, что принципиально не принимают работу с первого раза, будь она хоть сто раз идеальной. И не столь важно, написали ли вы продающий текст, SEO-статью или новость в 500 знаков. Режется обычно все. Мне порой кажется, что формат «начальник-подчиненный» им настолько приятен, что окончательная сдача материала воспринимается «удаляющими» как личная трагедия и безусловный проигрыш.

    От таких людей обычно очень страдают на биржах контента, где процент людей, поднимающих самооценку за счет копирайтеров, особенно велик. К счастью, чем выше ценовой диапазон, тем «удаляющие» встречаются реже. Лично я, видя явные признаки подобной агрессии, более у таких людей заказов не беру. В принципе, я и рискую то немногим: все равно угодить «удаляющим» сложнее, чем увидеть Йети.

    «Вываливающий»

    Почему «вываливающий»? Да потому что вываливают на вашу голову целый ворох каких-то требований, просьб и условий, которые даже запросто могут противоречить друг другу. Также любят, когда им из смеси сумбура и ереси собирают что-то вразумительное и толковое. А еще могут попросить «написать небольшую статью», но вводных дадут столько, что хватит на полноценную повесть.

    Словом, большие оригиналы, верящие в чудеса. Легко меняются в лучшую сторону при грамотном объяснении «почему я этого сделать не могу никогда». Часто смягчают требования или полностью переписывают ТЗ.

    Именно на этом месте мой список обрывается подлейшим образом. И все-таки я уверен, что он совершенно неполон, да и прорех в нем еще предостаточно. Если ваши комментарии его как-то дополнят или расширят, то будет и вовсе расчудесно. Всех благ и ешьте больше витаминов!

     

    Нашли ошибку? Пожалуйста, выделите её мышкой и нажмите левый Ctrl+Enter.

    Оценить статью

    1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (16 голосов, оценка: 4,75 из 5)
    Загрузка...

    Поделитесь в социальных сетях

    Тексты формата "Панда-копирайтинг"
    Продающие и PR-тексты
    B2B и B2C
    Тексты для сайтов
    СМИ и Реклама
    Подпишитесь сейчас!
    Получайте полезную информацию первым
    Петр Панда
    Опубликовано статей: 656
    ТОП-копирайтер. Автор двух книг о профессии. Основатель направления "Панда-копирайтинг". В качестве консультанта и коммерческого писателя работаю в нескольких крупных компаниях. Приверженец создания материалов с учетом психологии ЦА. Сторонник позитивного и убедительного стиля. Здесь вы всегда можете заказать Premium тексты для вашего бизнеса.
    • Ксюша

      Приходилось работать с «вспоминающим», тяжелые люди. В требования полная свобода, а потом начинаются правки, перепишите так, а здесь так. И вспоминают даже такие требование, о которых в задании ни слова.

    • Софья

      Самые популярные заказчики из категории «Исправляющий-Вываливающий». Напишешь текст на 5 кило со всеми ключами и приемлемой “тошнотой”, а затем начинаются хотелки (не нравится общий слог). Приходится все переделывать, чтобы сам текст стал еще уникальнее и ключи сильно не бросались в глаза. Если свой рейтинг высокий, то удаляющие практически не встречаются.

    • Виктор

      По идее, работать нужно только с первым типом заказчиков, а всех остальных вежливо слать далеко и надолго. Но, если так поступать, то, заказов не дождешься, т.к. идельный встречается в 1 случае из 100.

    • Александр

      По-моему от «удаляющих» и «вываливающих» нужно избавляться сразу. Дабы не тратить свое время впустую, а также уничтожать свои нервные клетки, которые, как известно затем не восстанавливаются.

    • Полина

      Раз уж автор статьи любезно разрешил дополнить его классификацию заказчиков, то под номером шесть добавляю: “Заказчик виляющий”. Это такой тип, которому и придраться вроде не к чему, и платить денежки не хочется. И вот тогда начинаются всякие мелкие проблемки. Вам попадались такие?

    • Анна

      Мда… есть еще “кидалы”, но это не заказчики. А вообще мне приходилось сталкиваться со всеми видами заказчиков.
      Самое забавное, что некоторые даже не знают, чего хотят, но с упорством мула пытаются что-то редактировать.

    • Алексей

      Совершенно верно!
      Список можно продолжать бесконечно, и круглосуточно.))
      К примеру, есть ещё контингент “обнаглевши – выпрашивающий”. Эти заказчики хотят чтобы 1000 знаков текста о “Форексе”, привели к ним столько же клиентов! (причём за 20 рублей)…))) Это те, которые хотят и на ёлку залезть, и бананов нажраться!

    • Олег Бубнов

      Сейчас как-раз работаю с “идеальным” заказчиком. Уже много заказов выполнил для него и он всегда и всем доволен. Одно из двух – либо я действительно хорошо пишу и всё в порядке, либо заказчик совсем не разбирается в копирайтинге. Надеюсь, что всё-таки первый вариант. 🙂