Существует немало испытанных и действенных способов повышения читабельности текста. Если вы чувствуете, что ваши материалы слишком вязки, тяжелы для восприятия и находятся далеко от идеального состояния, самое время проверить, насколько тексты вообще читабельны.
Ниже указаны наиболее действенные приемы, с помощью которых можно создать хорошо читаемый и визуально приятный материал. Попробуйте использовать их в своей работе, и вы сами увидите, насколько может измениться материал.
Начинать предложения стоит с подлежащего или сказуемого, а уже потом располагать дополнительные члены предложения. Так самые длинные фразы становятся простыми и понятными читателю.
Лучше использовать сильные глаголы – такие слова точнее передают смысл и помогают писать статьи без «воды». Старайтесь избегать пассивного (страдательного) залога и по возможности заменять глагол «быть» на активную форму. Например: вместо «это были ее наблюдения» лучше написать «она заметила».
Не используйте пустые определения типа «возможно», «обычно», «вроде бы», «похоже», «скорее», «должно быть» и т.д. Сильные/ударные слова лучше ставить либо перед знаками препинания, либо сразу после них. Смысловые акценты делаются, как правило, в начале или в конце предложения, а слабые элементы – в центральной части.
Будьте внимательнее при употреблении наречий: некоторые из них могут акцентно выделить глагол или прилагательное (оптимальная вариация), а некоторые – только дублируют смысл, уже выраженный другим словом (таких вариантов нужно избегать).
Например: «Яша активно резвился на площадке» – если удалить наречие, то смысл заостряется на слове «резвился» (то есть на глаголе), а если оставить, то внимание читателя рассеивается.
Обилие наречий говорит о профессиональной незрелости автора и ухудшает читабельность текста.
Не стоит повторять слова и предложения, даже если вы стремитесь усилить эффект. Простой стиль изложения – залог успеха и высокой удобочитаемости текста. Следите за ритмом статьи – если текст состоит из коротких предложений, то употребление длинных фраз на целый абзац будет нелогичным. Лучше органично комбинировать разные по протяженности предложения, складывая их в приятную для слуха читателя музыку.
Обязательно структурируйте текст. Даже средненький текст с отличной структурой читается лучше, чем классный материал без четкой структуры. Это золотое правило стоит использовать всегда.
Старайтесь избегать узкопрофессионал
Сохраняйте в тексте интригу – это повысит не только читабельность текста, но и вероятность, что человек прочтет вашу статью полностью. В конце абзаца подавайте такую деталь, которая заставила бы пользователя читать дальше. Большие отрывки текста лучше отделять подзаголовками. Безжалостно убирайте из текста любые лишние элементы: качественная статья – та, что изложена лаконично, последовательно, с равномерно распределенными акцентами и передает основной смысл в минимуме знаков.
Это не означает, что автор должен избегать деталей или писать короткими фразами-обрубкам
Избавляйте тексты от ненужных «довесков»:
Эмоциональных наречий, которые не несут смысла либо дублируют его.
Повторяющихся словесных конструкций («в этой статье»).
Фраз-привязок к глаголам («следовало бы», «кажется, что», «хотелось бы»).
Отглагольных существительных («рассмотрение» вместо «рассмотреть»).
И еще пара практических советов. Для повышения удобочитаемости учитесь мастерству у других авторов – регулярно читайте статьи более опытных коллег или известных в Рунете «мастеров слова». Конструктивная критика – залог профессиональног
Добра вам!
Помимо вышеизложенного, не лишним будет разбиение текста на абзацы. Читабельность текста, разбитого на абзацы и разделенного подзаголовками возрастает в разы по сравнению с “простынями” из сплошного текста. Какая бы полезная информация там не излагалась, читать такое захочет только истинный фанатик. С аббревиатурами тоже стоит быть осторожнее – не всем они могут быть понятны.
Занимаюсь в свободное время копирайтингом и чувствую, что мне ещё расти и расти в этом деле… Нашел сразу несколько ошибок в своей работе, которые вы привели в качестве примеров в статье.