Ганс Христиан Андерсен, как известно, был крайне неуверенным в себе автором. Даже наличие сумасшедшего таланта не спасало его от мыслей о собственной бездарности. И он был далеко не одинок в своих терзаниях, друзья.
Сомнения в собственных способностях преследуют почти всех творческих людей. Это можно скрывать или отрицать, но там, где творчество, обязательно будет и сомнение.
Каким бы креативным и умелым ты ни был, твой хлеб – чужие эмоции. Люди творческие сильны, когда их принимают, и высыхают, как фломастеры без колпачка, если обратного отклика нет.
Вот и мы, копирайтеры, нередко попадаем в те же ловушки. Разница только в том, что своего массового читателя мы, как правило, не имеем. Наш читатель – заказчик. Следовательно, именно по реакции заказчиков приходится определять степень успешности. Много заказов – все здорово. Нет заказов – начинается тихая паника.
Особенно обидно, когда ты совершенно не можешь понять, почему клиенты уходят и не возвращаются. Вроде бы и писал хорошо, и старался все пункты задания учесть, и времени на доводку угробил изрядно, а все равно заказчики теряются. Когда клиенты уходят редко и по одному, это еще терпимо. Когда же начинается их массовая миграция, даже самого уверенного в себе копирайтера начинают посещать два главных вопроса:
Было такое хоть однажды? Ответивших «Да» приглашаю идти дальше.
Куда вы, заказчики?
Самое смешное, что отток клиентов – закономерный и вполне нормальный процесс. Заказчики почти не уходят только от тех, кто пишет по цене миски супа. Эти ниши плотно оккупировали дешевые перекупщики, которые скупают все и в любом объеме.
Если же разговор идет о более-менее серьезных материалах, то здесь заказчики ведут себя свободно. Приходят и уходят когда им вздумается, совершенно наплевав на тревожные мысли и сомнения копирайтера.
Думаю, у всех бывает подобное: ты отсылаешь материалы клиенту, а в ответ – тишина. Мы говорим, конечно, о тех случаях, когда работа оплачена заранее. Старался, вкладывал душу, выслал текст в предвкушении салютов, а в ответ – ни строчки. Первое, что приходит в голову – «Ему не понравилось».
Нет, поверьте мне, это не так. Вернее, чаще всего не так.
Если человеку не понравится, он как раз обязательно скажет об этом. Не пишут в том случае, когда считают работу выполненной. Посмотрели, все устроило, забыли про вас. На неделю или на год. Да-да, пора спускаться на землю – далеко не все заказчики пишут восхищенные письма или даже просто уведомляют, что все нормально. Вы же не возвращаетесь к продавцу булочек, чтобы рассказать, как вы вчера вкусно пообедали его булочками. Возвращаетесь? Ну, хотя бы не всегда, я надеюсь.
Здесь та же механика – клиент получил желаемое, клиент ушел с покупкой. Да, возможно он потеряется надолго. Может быть, он вообще больше вам не напишет, поскольку задача была разовой. Многие отвалятся в процессе вашего роста: кому-то будет уже не по карману с вами работать, у других, к примеру, пунктик – не платить больше 100 рублей. Клиенты настолько разные, что объединять их в одну кучу – это как говорить, что все японцы на одно лицо.
Когда клиенты молчат и не пишут, это вовсе не повод для паники. Кто-то вернется, кто-то нет. Кому-то стало жалко денег. А кто-то обожжется несколько раз, прежде чем поймет, что с вами удобней всего. Не думайте, что у вас образуется какая-то клиентская база, которая и будет кормить вас до старости. Нет.
База будет постоянно просеиваться, обновляться и меняться в качественном плане. Из тех, кто начинал работать с нами, когда мы брали по 50 рублей, по-нашему, не осталось уже никого. Так будет и у вас. Это нормально, нужно просто привыкнуть и принять правила игры.
Эпилог с байкой
Напоследок небольшая история из дня сегодняшнего. За две последних недели мы написали три текста, за которые были готовы себя расцеловать. Правда, получилось очень здорово! Все разные, но все классные. Одну из работ мы даже бесплатно увеличили почти в три раза, поскольку в процессе написания понял, что смогу создать эмоциональную бомбу. Так и вышло.
Думаете, мы получили хоть какую-то похвалу от заказчиков? Нет. Писали и благодарили за какие-то качественные, но совсем проходные материалы. Хвалили то, что пишется на мастерстве без особого трепета. От покупателей материалов-бомб мы вообще не получили писем. Ни строчки. Ни один из трех не написал. Блокада.
Если бы мы были горячими и неопытными, то наверняка бы придумали себе диагноз «творческая импотенция» и начали бы подумывать о безболезненном суициде. К счастью, мы уже привыкли к таким ситуациям: через какое-то время (может, и через год) нам обязательно придет письмо, которое будет начинаться примерно так «Text iS, привет! Вы зимой написали мне классный текст, теперь я хочу заказать еще один…».
Если вы уверены в себе и знаете наверняка, что пишете хорошо, то не меряйте свою работу по клиентам. Это лживый и ненадежный барометр. Главное, чтобы нравилось вам, а отклики клиентов – это как внимание кошки. Теоретически, добиться его можно, но практически – кошка всегда себе на уме и не особо торопится проявлять к вам внимание.
Я имею опыт своего бизнеса и привык спокойно реагировать на недовольство клиента и затишье в заказах. Это бизнес. Иногда прет так, что не успеваешь, иногда совсем никого. Привыкаешь со временем. Про авторов: все разные, по-разному пишут, по-разному мыслят. У заказчиков тоже свои книжки были в детстве и представления о том, какой должен быть текст. Хорошая работа может не понравиться, не впечатлить, не быть оцененной. Ты ему граненый алмаз с завораживающей игрой света внутри, а он думает, какой классный стеклорез из него мог бы получиться))). Стоит ли переживать из-за этого? Пытаться превзойти самого себя или, к примеру этого…Сашку…как его…Пушкина! Идеального текста… Читать больше »
Взаимно жму руку:)
Как в своё время мне было непонятно это молчание заказчиков, сколько нейронов сгорело в топке отчаяния и сомнений в своих силах! А всему виной – излишне эмоциональное отношение к работе. Надо быть спокойнее, оценивать трезво. Но я холерик от природы, поэтому даже сейчас не всегда такое самоуправление удаётся.
Спасибо за классную успокоительную статью)
Ввиду огромной конкуренции стоило бы написать тут что-то о простом “человеческом маркетинге”.Слишком много хлопот у тех же заказчиков, а наш мозг наверное так устроен, что одни впечатления даже от замечательной работы тут же вытесняются другими сиюминутными впечатлениями…
Видимо нужно напоминать о себе, звонить иногда, ненавязчиво поздравлять с праздниками и т.д.
Но ни в коем случае не депрессировать. НЕТ)
Чаще всего заказчики никуда не уходят, а на ваше место приходит другой исполнитель. И не всегда потому что вы плохо сделали заказ. Чаще всего проблема кроется под финансовой занавеской.
Если вы сделали несколько заказов, то и ваш уровень растет, а как результат – оплата вашей работы.
Заказчик не хочет переплачивает и находит другого исполнителя в два раза дешевле.
Но не стоит огорчаться – на любой товар есть свой покупатель))
А про Ван Гога – это мысль, хоть какая-то надежда 😀 😀
Сейчас людям стало на все лень, самого себя возьму в пример, в соц. сетях просто лень писать кому-то. А если встать на место заказчика, то тут и говорить нечего, ему лишь бы скорее работу забрать да опубликовать. Я на одной бирже сужу о своих работах по тому, как часто добавляют в избранные, тут уже все становится яснее…
Вы угадали, выходные более свободны обычно, поэтому на выходных и пишется легче 😕
Как чувствовала, что есть новая статья 🙄 Заглянула на удачу и не ошиблась. Кстати заметила, что почему-то у вас, Петр, новые статьи появляются чаще под выходные. Наверное, это как-то связано со сложным рабочим графиком? Я хоть немного права?
Про эту статью даже говорить что-то не буду, фирменный “пандин” стиль, который сразу узнается. Свежо, интересно, с огоньком. Все как всегда 😆